В первые годы Советской власти еще было распространено представление о том, что государственные архивы должны комплектоваться только документацией учреждений, а документы отдельных лиц следует хранить в библиотеках и музеях. В то время государственные архивы принимали в основном документы частных лиц, имевшие большое политическое значение, а также ценные личные архивы, условия хранения которых были неблагоприятны. Горячие споры о том, каким учреждениям следует собирать и хранить документы личного происхождения, велись на съездах и конференциях архивистов, на страницах журнала "Архивное дело".
Библиотеки и музеи много сделали для спасения и собирания ценных документов в первые годы Советской власти, а в течение последующих лет долго играли ведущую роль в концентрации документов личных архивов. Архивные учреждения, выступавшие против создания новых архивохранилищ при библиотеках и музеях, против дробления ценных усадебных и личных фондов, которые иногда по частям вывозились с мест разными библиотеками, музеями и госархивами, призывали к согласованности в работе, к устранению в ней параллелизма.
В 1927 г. было подписано соглашение между Центрархивом и Наркомпросом РСФСР о передаче из библиотек и музеев в госархивы документов по истории революционного движения, архивов семьи Романовых, активных деятелей контрреволюции и др.; закаталогизированные и вошедшие в научный оборот собрания материалов, сложившихся в библиотеках и музеях до 1-го июня 1918 г. не подлежали передаче архивным органам [4 ; 128].
В 1926 г. появилась обстоятельная статья И. Л. Маяковского, вызванная необходимостью уточнить функции и права государственных архивов, библиотек и музеев в деле собирания документальных источников. Автор проследил развитие понятий "архив", "библиотека" и "музей", показал, как в разные периоды менялись теоретические основы и организационные формы взаимоотношений этих учреждений в области собирания письменных памятников прошлого. Статья И. Л. Маяковского явилась своевременным и глубоким обоснованием права государственных архивов на документы личного происхождения. В ней содержалось также предложение создать специальный орган для согласования деятельности учреждений разных ведомств. Призыв объединить усилия архивов, библиотек и музеев в собирании документальных источников имел большое значение и не потерял своей актуальности до сих пор [5 ; 80].
После 1-го съезда архивных деятелей РСФСР (1925 г.), на котором было обращено внимание на разработку методических вопросов и организацию работы по экспертизе, архивные учреждения усилили работу в этой области.
В июле 1925 г. появляется положение, утвержденное Центрархивом РСФСР, "О сдаче архивных материалов Центрархиву РСФСР и о порядке их отбора для хранения и уничтожения" и инструкции о работе разборочных и поверочных комиссий. Эти документы отразили развитие теоретических и методических вопросов экспертизы.
При проведении экспертизы требовалось учитывать не только конкретное содержание документов, но и время их создания и степень сохранности самого фонда. В качестве условий, которые способствуют правильному решению вопросов экспертизы, впервые было выдвинуто требование изучения истории фондообразователя и истории его фонда. Эта предварительная работа рассматривалась как первый этап экспертизы. Второй этап - оценка документов - был назван наиболее сложным, ответственным этапом, требующим определенной квалификации эксперта. Эксперт должен был оценивать документы как источники изучения и деятельности фондообразователя, истории России или ее отдельных частей. Сформулированные условия экспертизы улучшали качество ее проведения, так как знание истории фондообразователя является отправным моментом в определении ценности документов [12 ; 102].
В инструкции разборочным комиссиям не было еще четкого определения критериев экспертизы, но уже давались конкретные указания, по отдельным направлениям проведения оценки документов. Например, рекомендовалось отбирать на хранение образцы книг, дел, документов всех разновидностей, а также документы, обладающие какими-либо индивидуальными признаками, делающими их ценными.
На поверочную комиссию в соответствии с положением "О сдаче архивных материалов Центрархиву РСФСР ." возлагались функции проведения всесторонней оценки правильности решений, принятых разборочными комиссиями, а также контроля за сохранностью материалов, характеризующих процессы общественного развития и организации, историю труда, технического развития, умственной культуры и общественных отношений.
К 1929 г. относится "Положение об архивном управлении РСФСР", которое дополнило изданные ранее законодательные акты. Состав Государственного архивного фонда был расширен за счет документов бывших частных архивов династии Романовых, государственных деятелей дореволюционного периода, дворцов царской династии, усадеб и др. Исключение было сделано для документов, собранных в научных учреждениях, закаталогизированных до I июня 1918 г. и известных по печатным каталогам. Государственные архивы получили право принимать на хранение "частные архивные коллекции и отдельные документы", имеющие историческое значение. В отчетном докладе Центрархива, сделанном В. В. Максаковым на 2-ом съезде архивных работников РСФСР в 1929 г., было отмечено, что в ведении Центрархива находится свыше 500 так называемых "частных" фондов и что перед ним стоит задача "концентрации материалов русских писателей, литераторов, научных деятелей и других".
Перейти на страницу: 1 2 3
|