Общий подъем научно-исторических исследований требовал расширения документальной базы советского литературоведения и искусствоведения. Так как большая часть документов дореволюционного периода и почти все материалы деятелей советской культуры находились в частных руках, следовало обратиться к этому источнику комплектования.
В этот период из всего комплекса документов личного происхождения наибольшее внимание уделялось документам литературных деятелей. Большую роль в объединении, охране и создании наилучших условий для всестороннего изучения документального наследия классиков русской литературы сыграли принятые в 30-х гг. специальные постановления Советского правительства о создании мемориальных музеев А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского и Архива А. М. Горького [7 ; 13].
Однако продолжала существовать большая раздробленность документов многих других писателей. Создатель и директор Государственного литературного музея (ГЛМ) В. Д. Бонч-Бруевич неоднократно говорил о том, что литературное наследство "почти каждого писателя до сих пор у нас разбросано повсюду и, чтобы издать собрание сочинений даже самых выдающихся авторов, нам до сих пор приходится разъезжать по всему СССР, чтобы снимать копии с подлинников или выверять нередко ранее весьма плохо опубликованные рукописи и письма".
Комплектование архива осуществлялось в соответствии с постановлениями Советского правительства и рекомендациями ГАУ СССР. В 1946-1955 гг. государственные архивы приняли на хранение от ведомств ценные материалы. ЦГАОР СССР сконцентрировал дела ЦИК, СНК СССР за1923-1934 гг. [9 ; 10].
Вследствие административно-территориальных изменений, эвакуации архивов в период войны и других причин в государственных архивах оказались документы, не относящихся к их профилю. Поэтому уточнялся состав фондов и непрофильные материалы передавались в другие архивы. Этим занимались центральные архивы СССР: Красной Армии, Военно-исторический, Древних актов, Исторический в Ленинграде; многие республиканские и местные хранилища. Всего было передано из одних архивов в другие свыше 15 тысяч фондов (около 3 млн. дел).
Но в комплектовании архивов имелись недочеты. Отбор материалов для постоянного хранения производился через15-20 лет после окончания делопроизводственного года. В учреждениях многие дела формировались неправильно, хранились небрежно, что привело в ряде случаев к утрате документов. Архивные органы недостаточно контролировали состояние материалов ведомств. Не все государственные архивы закончили выявление и передачу непрофильных фондов [9; 13].
В 1957 г. ГАУ издало «Основные правила комплектования государственных архивов документальными материалами». В соответствии с ними и проводилась эта работа. ЦГАОР СССР принял документы упраздненных общесоюзных министерств. В ЦГАЛИ поступили материалы писателей В. В. Вишневского, Ф. В. Гладкова, П. А. Павленко и др. ЦГФКФФД СССР передано 8 тыс. фотодокументов из фотохроники ТАСС и Совинформбюро, в основном за 1946-1955 гг. В архив поступали также киносъемки сессий ЦИК и Верховного Совета, трансарктических перечётов советских летчиков. Ряд документов отражает строительство крупнейших промышленных предприятий и социалистическое переустройство сельского хозяйства. Многие кинокадры посвящены М. С Кирову, К. Е. Ворошилову, М. И. Калинину.
В ЦГАОР БССР поступили дела министерств государственного контроля, жилищно-гражданского строительство, управления по восстановления Минска и др. Госархив принял документы облисполкома за 1938-1941 гг.
Начался сбор документов личного происхождение. В центральных государственных архивах Казахской, Туркменской и Эстонской ССР в 1959 году созданы отделы литературы и искусства [5 ; 83].
Уточнялся состав государственных архивов. Из одних архивов в другие было передано более 2,5 тыс. непрофильных фондов.
В 1957 г. изданы «Правило экспертизы научной и практической ценности документальных материалов в государственных архивах». Руководствуясь ими, Центральная экспертно-проверочная комиссия ГАУ к 1959 г. рассмотрела отборочные списки на 10 млн. дел.
августа 1960 г. ГАУ дало указание архивным органом изменить комплектование госархивов и контроль за ведомственными архивами. Был определён состав документов, подлежащих приёму на государственное хранение, и составлены с этой целью перечни категорий материалов; расширялся состав документов государственного хранения за счёт кинокадров, фотографий и др., изучались техническая и специальные документации с целью отбора на постоянное хранение. Была изменена деятельность экспертных комиссий. Переработаны типовые и ведомственные перечни с целью установления более правильных сроков хранения и уточнения категорий учреждений, от которых материалы принимаются в госархивы.
Начавшаяся реорганизация районных и городских архивов с переменой состава материалов в архивы постоянного хранения должна была расширить возможности комплектования. После постановления Совета Министерств СССР от 25 июля 1963 г., были проведены мероприятия по улучшению комплектования и экспертизы. Главное архивное управление разработало перечень типовых категорий документов государственного хранения.
Перейти на страницу: 1 2 3
|