Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме.
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом - собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов.
Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом:
¨ предоставление необходимых (соответствующих) обществу товаров и услуг;
¨ достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
¨ накопление необходимых средств для развития бизнеса;
¨ увеличение доли рынка на , %;
¨ повышение качества выпускаемой продукции;
¨ сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на _ дней (часов);
¨ выход на новые рынки сбыта к ;
¨ снижение затрат на единицу товара на _%
¨ освоение новых видов товаров и услуг.
На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц.
На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:
1. Титульный лист.
2. Меморандум о конфидициальности.
. Резюме.
. Описание отрасли.
. Характеристика предприятия (фирмы).
. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
. План маркетинга.
. Производственный план.
. Организационная структура предприятия.
. Финансовый план и бюджет предприятия.
. Анализ рисков.
. Организационный план.
. Приложения.
Применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять - укрупнять разделы или, напротив, детализировать.
Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|