Статистика



Стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий

Этот раздел стоит начать с того, что стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий - это не описание общего понятия и его классификация. Сратегия предприятия и конкурентные стратегии - это два разных уровня стратегий, что находит свое отражение в современной зарубежной литературе по стратегическому менеджменту.

Изучая литературу по теме диплома, автору пришлось столкнуться со следующей проблемой - российские авторы постоянно употребляют такие термины как конкурентные стратегии, стратегия предприятия, маркетинговая стратегия, при этом стратегии никак не классифицируются, и не понятно к какому типу стратегий они относятся. Классификация стратегий и их виды представлены в работе по зарубежным источникам. Чтобы избежать сложностей при переводе (как, например, когда generic strategies Майкла Портера называются генерическими), базовые понятия приводятся как на языке оригинала, так и на русском языке. В связи с тем, что имена некоторых авторов не слишком известны в России, их фамилии указываются в русском варианте и на латинице.

Стратегии предприятия бывают 3х уровней (по классификации Пирс и Робинсон (Pearce and Robinson, 1985)) [52] - корпоративная стратегия, конкурентная стратегия и функциональные стратегии. Корпоративная стратегия не означает, что она свойственна только для корпорации - корпоративная стратегия (а в российском варианте, очевидно, это стратегия предприятия) - стратегия, которую разрабатывает каждое предприятие, если у него есть несколько видов бизнеса или оно работает на разных рынках.

В случае, если предприятие выпускает только один вид продукции и работает на одном рынке, то его корпоративная стратегия будет совпадать с конкурентной.

Несмотря на то, что стратегии классифицированы в соответствии, как казалось бы, уровнем принятия решений, основное внимание при изучении стоит уделить не тому, кто принимает решение, а уровню целей, задач и вопросов, которые формулируются и решаются для каждой стратегии.

Уровни стратегий представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5.

Три уровня стратегий и их содержание

Уровень стратегии

Выбор/определение

Пример

Корпоративная (Corporate)

Выбор рынков, продуктов, распределение ресурсов, решение об уходе с рынка, прекращении деятельности и т.д.

Производство нового продукта, выход на новый рынок

Конкурентная (Competitive/business)

Как компания будет конкурировать на рынке

Попытка обеспечить конкурентное преимущество по существующим продуктам или рынкам

Функциональная (functional)

Более локализованные и краткосрочные стратегии, специфические для каждой функциональной области

Различные маркетинговые стратегии, производственные, финансовые, кадровые, исследовательские.

Стратегии каждого уровня часто имеют свои специфические названия, различные теоретические базы и т.д. В табл. 1.6 представлена основная классификация стратегий - только базовые варианты, без возможных модификаций. Последние изменения, касающиеся набора стратегий, дополнений к ним, будут описаны ниже.

Таблица 1.6.

Основные виды стратегий, их уровни и виды

Уровень стратегии

Группа стратегий

Виды стратегий

Авторы

Корпоративная Corporate

Генеральная General

стабильности, внутреннего роста, внешнего роста, сворачивания (stability, internal growth, external growth, retrenchment)

Глюек и Джош ( Gluek and Jauch)

Конкурентная Competitive,Business

Базовые Generic

Минимизации издержек, дифференциации, концентрации на издержках, концентрации на дифференциации (Cost leadership, Differentiation, price focus, differentiation focus)

Портер (Porter)

Кооперации: Соконкуренции (Coopetition), экосистемы (ecosystem)

краеугольная, доминирующая, нишевая, товарная (keystone, dominator, niche, commodity)

Мур (Moore), Янсити и Ливен (Iansity and Lieven), Лоу (Lou)

Ценностные дисциплины Value Disciplines

производственное превосходство, близость к потребителю, лидерство по продукту (operational Excellence, customer intimacy, product leadership)

Трейси и Вирсема (Treacy and Wiersema, 1993)

Типология typology

защитник, изыскатель, аналитик, реактор (prospectors, defenders, analyzers, and reactors)

Майлз и Сноу (Miles and Snow, 1978)

Функциональные Functional

Стратегия маркетинга, производственная, кадровая, НИОКР (marketing, operational, human resources, reseach and development)

любые стратегии маркетинга и т.д.

 
Перейти на страницу: 1 2 3