Этот раздел стоит начать с того, что стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий - это не описание общего понятия и его классификация. Сратегия предприятия и конкурентные стратегии - это два разных уровня стратегий, что находит свое отражение в современной зарубежной литературе по стратегическому менеджменту.
Изучая литературу по теме диплома, автору пришлось столкнуться со следующей проблемой - российские авторы постоянно употребляют такие термины как конкурентные стратегии, стратегия предприятия, маркетинговая стратегия, при этом стратегии никак не классифицируются, и не понятно к какому типу стратегий они относятся. Классификация стратегий и их виды представлены в работе по зарубежным источникам. Чтобы избежать сложностей при переводе (как, например, когда generic strategies Майкла Портера называются генерическими), базовые понятия приводятся как на языке оригинала, так и на русском языке. В связи с тем, что имена некоторых авторов не слишком известны в России, их фамилии указываются в русском варианте и на латинице.
Стратегии предприятия бывают 3х уровней (по классификации Пирс и Робинсон (Pearce and Robinson, 1985)) [52] - корпоративная стратегия, конкурентная стратегия и функциональные стратегии. Корпоративная стратегия не означает, что она свойственна только для корпорации - корпоративная стратегия (а в российском варианте, очевидно, это стратегия предприятия) - стратегия, которую разрабатывает каждое предприятие, если у него есть несколько видов бизнеса или оно работает на разных рынках.
В случае, если предприятие выпускает только один вид продукции и работает на одном рынке, то его корпоративная стратегия будет совпадать с конкурентной.
Несмотря на то, что стратегии классифицированы в соответствии, как казалось бы, уровнем принятия решений, основное внимание при изучении стоит уделить не тому, кто принимает решение, а уровню целей, задач и вопросов, которые формулируются и решаются для каждой стратегии.
Уровни стратегий представлены в табл. 1.5.
Таблица 1.5.
Три уровня стратегий и их содержание
Уровень стратегии |
Выбор/определение |
Пример |
Корпоративная (Corporate) |
Выбор рынков, продуктов, распределение ресурсов, решение об уходе с рынка, прекращении деятельности и т.д. |
Производство нового продукта, выход на новый рынок |
Конкурентная (Competitive/business) |
Как компания будет конкурировать на рынке |
Попытка обеспечить конкурентное преимущество по существующим продуктам или рынкам |
Функциональная (functional) |
Более локализованные и краткосрочные стратегии, специфические для каждой функциональной области |
Различные маркетинговые стратегии, производственные, финансовые, кадровые, исследовательские. |
Стратегии каждого уровня часто имеют свои специфические названия, различные теоретические базы и т.д. В табл. 1.6 представлена основная классификация стратегий - только базовые варианты, без возможных модификаций. Последние изменения, касающиеся набора стратегий, дополнений к ним, будут описаны ниже.
Таблица 1.6.
Основные виды стратегий, их уровни и виды
Уровень стратегии |
Группа стратегий |
Виды стратегий |
Авторы |
Корпоративная Corporate |
Генеральная General |
стабильности, внутреннего роста, внешнего роста, сворачивания (stability, internal growth, external growth, retrenchment) |
Глюек и Джош ( Gluek and Jauch) |
Конкурентная Competitive,Business |
Базовые Generic |
Минимизации издержек, дифференциации, концентрации на издержках, концентрации на дифференциации (Cost leadership, Differentiation, price focus, differentiation focus) |
Портер (Porter) | |
Кооперации: Соконкуренции (Coopetition), экосистемы (ecosystem) |
краеугольная, доминирующая, нишевая, товарная (keystone, dominator, niche, commodity) |
Мур (Moore), Янсити и Ливен (Iansity and Lieven), Лоу (Lou) | |
Ценностные дисциплины Value Disciplines |
производственное превосходство, близость к потребителю, лидерство по продукту (operational Excellence, customer intimacy, product leadership) |
Трейси и Вирсема (Treacy and Wiersema, 1993) | |
Типология typology |
защитник, изыскатель, аналитик, реактор (prospectors, defenders, analyzers, and reactors) |
Майлз и Сноу (Miles and Snow, 1978) |
Функциональные Functional |
Стратегия маркетинга, производственная, кадровая, НИОКР (marketing, operational, human resources, reseach and development) |
любые стратегии маркетинга и т.д. |
|
Перейти на страницу: 1 2 3
|