После того как кандидат (теперь уже новый сотрудник) был принят на государственную службу, важно, чтобы его оперативно ввели в курс дел, чтобы у него довольно быстро установились благоприятные производственные отношения с членами коллектива.
Сначала это информативный процесс с целью приспособления нового работника к роли и перспективам индивида в коллективе. В настоящее время довольно часто работодатели применяют такой метод вхождения в роль должностного лица, как испытательный срок. Испытательный срок, с одной стороны, является фактором, который заставляет нового работника ощущать чрезмерную нервозность, а с другой - ставит нового работника в условия, когда он должен в кратчайший срок освоиться в коллективе и получить в нем определенное заслуженное признание коллег. Нужно отметить, что в процессе акклиматизации нового человека в коллективе большую роль играет позиция высшего руководства. Работника вводят в курс дел посредством ориентационной сессии. Ее проводят сотрудники отдела кадров и психологической службы: новому работнику сообщают информацию об условиях работы организации и ее целях, а также об истории организации и подробную информацию о политике относительно льгот и компенсаций работникам, философии и организационной культуре. С этого вступительного курса начинается понимание культуры и климата организации новым работником.
Две важнейшие детерминанта того, насколько хорошо будет работать новый сотрудник, - это первое задание и отношения со своим руководителем. Исследования показывают чрезвычайную важность этих факторов для карьеры. Есть тесная связь между первой задачей, требованиями в организации и развитием карьеры.
Еще один фактор, который влияет на работников, это специальная подготовка, терпимость и прозорливость, которые должными быть у руководителей новых работников, так как новые работники, как правило, делают больше ошибок.
Новые работники сталкиваются с трудными ситуациями, когда они стараются выучить свои обязанности и ситуацию. Эдгар Шейн охарактеризовал этот процесс как организационную социализацию. Шейн охарактеризовал элементы организационной социализации как действие приведенных ниже пунктов:
. Основные целые организации.
. Средства, которым отдается преимущество в достижении этих целей.
. Основные обязанности членов организации и их роль в ней.
. Модели поведения, которые нужны для того, чтобы тебя приняли, и для эффективного выполнения роли.
. Правила, которые обеспечивают индивидуальность и целостность организации.
Этот процесс организационной социализации, который начинает с введение и ориентации нового работника, могут иметь следствием три способа поведения:
работник может "взбунтоваться" и не воспринять ценности организации, как следствие, такое лицо будет искать другую должность вне организации;
работник может вписаться в организацию, одобрив и восприняв ее ценности и поведение, демонстрируя при этом лояльность и преданность организации; в этом случае лицо будет стараться делать карьеру;
работник становится творческим индивидуалистом, он воспринимает лишь некоторые важные ценности и нормы организации; творческие индивидуалисты крайне необходимы для того, чтобы изменять и развивать организацию, для появления новых идей, методов, проблем, которые стимулируют организацию. Как следствие, государственные организации, не смотря на всю специфику своего управления, должны создавать условия, в которых такие люди могут работать, и это является задачам высшего руководства.
После успешного завершения ориентации новых работников наступает стадия подготовки и развития. Оба слова означают методы, с помощью которых работники могут получить новые привычки, работать производительнее и достичь продвижения по службе или успехов в карьере. Отличие заключается в том, что подготовка означает процесс обучения, по окончании которого работник будет готов к работе на данном месте, а развитие означает подготовку работника к будущей работе или к работе, которую он получит при изменениях в карьере.
В обоих случаях подготовка для более продуктивного использования работников требует хорошо разработанной программы, которая является важной функцией управления персоналом.
Перейти на страницу: 1 2 3
|