Можно выделить ключевое достоинство виртуальных форм организации по сравнению с традиционными: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие ее основные конкурентные преимущества, как высокая скорость выполнения рыночного заказа, возможность снижения совокупных затрат, более полное удовлетворение потребностей заказчика, гибкая адаптация к изменениям окружающей среды, способность быстрого выхода и освоения новых рынков.
К основным характеристикам виртуального предприятия относятся:
гибкая сетевая структура организации с ярко выраженным приоритетом горизонтальных связей;
высокий профессионализм членов сети;
автономность их работы и узкая специализация;
наличие развитых информационных средств интеграции.
С учетом этой специфики можно сформулировать нетрадиционные для менеджмента функции управления виртуальным предприятием как сетью партнеров:
определение цели и задач проекта;
поиск, оценка и выделение партнеров, соответствующих его задачам;
привлечение и распределение исполнителей;
перераспределение партнеров и ресурсов по задачам в процессе их исполнения.
В рамках сетевого подхода используются принципы управления, присущие сетевой культуре, взаимности и климату доверия.
Виртуальные предприятия обладают и определенными недостатками. К ним относятся:
повышенная экономическая зависимость от партнеров, связанная с узкой специализацией членов сети;
отсутствие должной социальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
опасность чрезмерного усложнения отношений, вытекающих из разнородности членов предприятия;
неясность в отношении членства в предприятии и динамики его самоорганизации.
2 НА ПРИМЕРЕ ОАО «М.ВИДЕО» И ЗАО «ЮЛМАРТ»
Перейти на страницу: 1 2 3
|