В
2011 году Россия переживает период восстановления экономической стабильности,
после экономического кризиса, который начался в США и постепенно затронул все
наиболее развитые экономики мира. Экономическая ситуация изменилась, всё это с
неизбежностью оказало воздействие на сознание людей. Под влиянием создавшихся
условий, происходят трансформации в мотивационной структуре, люди стараются
осознать, ради чего им действовать, на какие идеалы опираться. В связи с этим
мотивационные аспекты приобретают особенную актуальность.
Мотивация
- это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения,
определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы)
факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет
работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих
трудовых обязанностей.
Мотивация
труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить
определенные блага) посредством трудовой деятельности.
Опасность
экономического кризиса для компаний заключена не только в финансовых проблемах
и ослаблениях позиций на рынке, но и потерей квалифицированных специалистов,
без которых невозможно удачно вести бизнес. К тому же потерять специалиста
можно как в прямом, так и в переносном смысле этого слова, когда снижается его
трудоспособность, инициативность, азарт, вера в завтрашний день, оптимизм.
Людей беспокоят выплаты по кредитам, банкротство банка, в котором хранились
деньги по депозитам, снижение уровня заработной платы на фоне роста
обязанностей и необходимости работать сверхурочно, продиктованные сокращением
штата сотрудников или текучестью кадров, теряется уверенность в завтрашнем дне…
В сложившихся обстоятельствах настроение и мотивация у сотрудников совершенно
не способствуют тому, чтобы они были оптимистичны, фонтанировали идеями и
верили в светлое будущее. Напротив, повышается их тревожность, вследствие чего
даже те ситуации, на которые они раньше просто не обращали внимания или не
воспринимали близко, теперь наводят на различные размышления и способны
подтолкнуть к радикальным решениям. И для того чтобы мобилизировать имеющиеся
кадры, мотивация персонала выступает как основное средство обеспечения
оптимального использования ресурсов, с целью повышения общей результативности и
прибыльности деятельности организации. Весьма важно сохранить ценные кадры и
побудить их действовать эффективно.
В
период экономического кризиса применение различных методов мотивации выявляет
как положительные, так и отрицательные аспекты, и это естественный процесс.
Определенной модели мотивации сотрудников, которая отвечала бы разнообразным
требованиям, о наиболее эффективных методах, ни теория, ни практика управления
дать не могут. Существующие модели мотивации весьма разнообразны по своей
направленности и эффективности. Только осознав, что движет человеком, поняв его
мотивацию, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов
управления им. Для этого необходимо знать, каким образом возникают или
вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть
приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Выбор метода
мотивации зависит от руководителя компании, он должен сам определить, каким
образом мотивировать каждого работника для выполнения главной задачи -
выживания фирмы в создавшихся условиях экономического спада.
Процессы
мотивации и стимулирования могут противостоять друг другу. Например, рост
номинальной заработной платы на 10% при инфляционном повышении цен в стране на
20% не только не вызывает повышения трудовой мотивации, но и снижает ее, так
как реальная заработная плата работника снизилась на 10%. Механизм
стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
Избранная
тема исследования весьма актуальна, и установив круг проблематики, определим
цель исследования данной курсовой работы - анализ сущности и методов мотивации
персонала, и также возможность совершенствования процессов мотивации работников
в создавшихся ныне условиях экономического кризиса.
Объектом
исследования является мотивация персонала компании в период экономического
кризиса.
Предметом
исследования являлись социально-трудовые, экономические и управленческие
отношения, возникающие в процессе развития мотивации персонала, в условиях
экономического кризиса.
Задачи
моей курсовой работы: изучить содержаний понятий "мотивация" и
"мотивирование"; рассмотреть сущность мотивации персонала в системе
управления; охарактеризовать методы мотивации персонала.
Теоретическая
часть
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
мотивация персонал
материальная
История
мотивации относится к глубокому прошлому. Первым мотивационным воздействием,
безусловно, можно считать искушение Сатаны, который явился Еве в образе змея и
уверил её, что люди, вкусившие запретный плод, подобно богам познают добро и
зло. Потребность стать богами, вероятнее всего была единственной у Адама и Евы,
и всем известно, чем это все разрешилось.
Термин
«мотивация» произошел от латинского слова «movere» , что в переводе означает
побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического
плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность,
организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд
удовлетворять свои материальные потребности. В менеджменте, понятие мотивация -
это процесс стимулирования индивидуума или группы людей к деятельности,
способствующей, достижению целей организации; она необходима для внедрения
принятых решений и эффективного выполнения работ.
В
различных древних преданиях часто упоминается такой метод мотивационного
воздействия, как метод «кнута и пряника». Борьба за кусок хлеба и тяжёлые
условия жизни, делали этот метод весьма эффективным в течение очень длительного
периода вплоть до появления работ З. Фрейда, далее Э. Мейо, который предпринял
попытки применить в управлении методы психического воздействия на работника. В
ходе экспериментов, он пришел к выводу, что «пряник» не всегда будет служить
стимулирующим мотивом улучшения работы, улучшение условий труда - отличный
мотив повышения престижности рабочего места. Последующая разработка этих
методов привела к пониманию того, что человеческие факторы и человеческие
взаимоотношения значительно влияют на производительность труда.
Особая
роль исследования мотивов деятельности персонала принадлежит Ф.У. Тейлору. В
1910 году возникла школа научного управления. Положение дел рабочих особо не
улучшилось. Тейлор и его сподвижники первыми поняли бессмысленность заработков
на грани выживания, они повысили эффективность мотивации кнута и пряника,
вознаграждая работников, перевыполнивших норму плана. Но постепенно, благодаря
новым технологиям жизнь среднестатистического человека начала улучшаться, и
только экономические стимулы не всегда заставляли лучше работать. Надо было
найти новые методы мотивации с учетом человеческой психологии.
Следует
отметить, что в науке нет общепризнанной универсальной теории мотивации.
Попытаемся раскрыть сущность наиболее признанных в научном мире теорий и
подходов мотивации: теории психоанализа, теории научения, содержательные теории
и процессуальные. Теории психоанализа утверждают, что основополагающими
факторами мотивации являются психические процессы сознательной и
подсознательной деятельности человека. Теории научения считают, что для
достижения эффективной мотивации следует воздействовать на такие элементы
процесса мотивации, как инстинкт и безусловный рефлекс. Содержательные теории
мотивации изучают иерархию потребностей и её влияние на мотивацию работника.
Процессуальные теории мотивации рассматривают распределение усилий работников и
выбор ими определённого вида поведения для достижения конкретных целей. Важно
понять, что все эти теории являются взаимодополняющими. Они эффективно
используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к
эффективному труду.
|