Корпоративная культура - система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации. С другой стороны, под корпоративной культурой понимается набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем.
Сложные ситуации, возникающие при управлении международной фирмой, которые успешно решаются с помощью культурных инструментов, сводятся к следующему:
. Культурные коммуникационные барьеры в сотрудничестве. Коммуникация с носителями других культур может столкнуться с непредвиденными трудностями. Возможны коммуникационные нарушения, обусловленные фактором культуры:
• помехи в результате отрицания культурных расхождений;
• искажение в восприятии реальности;
• шаблонное мышление;
• этноцентрическое высокомерие.
. Различие в стилях управления в разных странах. Для высокоразвитых стран (Северная Америка, Северная Европа) присущ демократичный (партисипативный стиль управления), тогда как в развивающихся странах (в том числе с уже высоким уровнем развития) преобладают авторитарные, патерналистские методы.
. Различия в постановке проблем и принятии решений. Действующие процедуры являются отражением ценностей, позиций и норм поведения, которые присущи участвующим в процессе решения проблем людям. Мультикультурная команда сможет эффективно работать лишь после того, как будет достигнута ясность в понимании ее членами сущности коллективного взаимодействия.
. Потенциальные конфликты из-за различий в мотивации труда работников. Мотивы определяются, главным образом, социальной обстановкой и семейным положением. Поэтому в странах переходного типа доминируют материальные потребности и потребность в безопасности (это связано с общим уровнем жизни и материального благосостояния), тогда как во многих промышленно развитых странах на первый план выдвигается стремление к саморазвитию и достижению амбициозных жизненных целей.
Для международной фирмы может быть использована, классическая типология организационных культур:
. Рыночная культура базируется на господстве стоимостных отношений. Фирма ориентирована на достижение максимальной эффективности. Эта культура соответствует компаниям, проводящим операции на высококонкурентных рынках и в новых отраслях.
. Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности фирмы в форме правил, инструкций и процедур. Данная культура характерна для развивающихся стран и для фирм, работающих на стабильных, хорошо защищенных рынках.
. Техническая культура характерна для международных фирм, работающих в «традиционных отраслях», и для стран, имеющих успешный исторический опыт технических разработок.
Кроме того, для международной фирмы может иметь место разделение культуры штаб-квартиры и культуры филиалов.
Инструменты формирования и развития культуры международной фирмы включают как обычные для крупных компаний формы и средства (церемонии, ритуалы, рассказы и т. д.), так и специфические инструменты, характерные для международного бизнеса:
. Универсальная знаково-символическая система, включающая наименования, знаки, систему фирменной идентификации.
. Система коммуникации («официальный» язык корпорации, разговорные языки, жаргоны, слэнги, система неформального общения).
. Постоянная ротация руководящих работников и совместное обучение сорудников корпорации, представляющих разные национальные культуры.
В системе международного менеджмента выделяются пять вариантов «фирменных» подходов международной компании к формированию культуры и кадровой политики: доминирующий стиль штаб-квартиры и перенесение его элементов на филиалы; приспособление к условиям страны пребывания (доминируют так называемые «домашние» подходы); «сплав» (происходит своеобразный синтез различных управленческих и культурных аспектов деятельности штаб-квартиры и филиалов); универсализм (устанавливается некий осредненный нейтральный стиль, принимаемый разными культурами); комбинированный подход (представляет собой сочетание всех перечисленных выше подходов применительно к региональным или глобальным условиям деятельности международной фирмы).
Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работавших в организации.
Школа научного управления и классическая (административная) школа (1910-1930 гг.);Тейлор, Вебер (бюрокрастия), Файоль - школа человеческих отношений (1920-1950 гг.) и школа поведенческих наук (1950- по н/в);Мэйо, Маслоу, Герцберг - количественная школа (другое ее название - школа «науки управления» (1950 - по н/в)), где сформулированы три методологических подхода: процессный (рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления), ситуационный, системный.
Перейти на страницу: 1 2 3
|