Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание мотивации его деятельности. Зная, что движет человеком, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Основной структурной единицей мотивации является мотив. Мотив - это целепобуждающий и целеопределяющий выбор определенной деятельности индивидом, связанный с удовлетворением его потребности.
Структура мотивов трудового действия формируется из трех основных компонентов:
отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности);
отражение благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
отражение процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Человек постоянно включен в какую-либо деятельность. Выбирая и выполняя ее, личность проецирует структуру своей мотивационной сферы на структуру факторов, связанных с этой деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребностная сфера человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации. В основе этого процесса лежит использование разнообразных мотивов, среди которых можно выделить материальные, социально-психологические, духовные, творческие и.т.п. Человек всегда имеет определенную структуру мотивов, которые определяют его деятельность.
Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие - подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотивов (мотивационной структуры), т.е. определенном отношении мотивов друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура взрослого человека обладает определенной стабильностью, однако в течение жизни она может меняться в процессе воспитания человека, его образовании, степени развития самосознания. Т.о. сформулировать термин «мотивация» можно как «внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели» Т.е. делается акцент на целенаправленность поведения человека в связи с его мотивацией. Достижение цели позволяет, в конечном итоге, снизить или ликвидировать состояние нужды в чем-то и восстановить психологическое равновесие (см. рис. 1).
Основной классификацией мотивации является разделение ее на «внутреннюю» и «внешнюю» мотивацию. Под внешней мотивацией понимается детерминация поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые инициируют и регулируют, находятся вне «Я» личности и поведения. Внутренняя мотивация описывает такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения.
Рис. 1.1.Модель мотивации
Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа.
Возникновение потребности (голод, жажда, желание получить образование и т.п.)
Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения
Когда человек достигает цель, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях. Данный процесс мотивации разложенный на четыре этапа через потребности изображен на рисунке 2.
Рис.1.2. Модель мотивации через потребности
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|