Статистика



Особенности трудовой мотивации как основы стимулирования персонала

Наиболее важным видом трудовой деятельности для человека является профессиональная деятельность. В этой сфере основное значение имеют профессиональные мотивы, их структура и динамика. Этим вопросам посвящены многие теории мотивации деятельности, которые преимущественно рассматривают трудовую мотивацию.

Метод «Кнута и пряника» является сомой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную - наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты).

Теория «Х» была первоначально разработана Ф Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак-Грегором, который добавил к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена значительно позднее в 80-х гг. В. Оучи. «Х», «У» и «Z» - это разные модели мотивации, ориентированы на различные стимулы к труду. Модель человека теории «Х» отражает типичную единицу «пролиториата» с врожденным нежеланием работать. Поэтому естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного - материального поощрения.

Модель теории «У» отражает передовую, творческую активную часть общества. Стимулы располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Для этой теории приемлемые стимулы располагаются в следующей последовательности: Материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.

В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных

категорий: (снизу- вверх):

Физиологические потребности.

Потребности безопасности.

Потребности принадлежности к социальной группе.

Потребности признания и уважения.

Потребности самовыражения.

Физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базисным) потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности или метапотребности.

По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой находятся физиологические потребности, а на верхнем - потребности самовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникает необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Если первичные потребности по своей природе являются физиологическими и заложены в человеке генетически, то вторичные потребности по своей природе являются психологическими и осознаются человеком по мере приобретения им опыта. Потребности невозможно измерить, а об их наличии можно узнать только по поведению людей. Возникшая потребность служит для человека мотивом к действию.

Наибольший интерес представляют три концепции изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации:

Теория существования, связи и роста К.Альдерфера

Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда.

Теория двух факторов Герцберга.

Каждая концепция имеет определенное принципиальное отличие.

К теории К.Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей

Потребности существования (по Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности)

Потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и причастности - стремление человека иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников и починенных; часть потребностей признания и самоутверждения - стремление человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой безопасностью)

Потребности роста (по Маслоу: потребности самовыражения, а также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовер. Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации поведения людей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6