Статистика



Особенности трудовой мотивации как основы стимулирования персонала

Потребности - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то необходимом для их нормального существования. Также объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности выступают источником активности субъекта.

В зависимости от объекта различают материальные и духовные потребности.

Материальные (биологические) потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.

Духовные (социальные) потребности - это потребности в образовании, здравоохранении, принадлежности к национальности и социальной группе, самовыражении и планировании карьеры и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. От латинского stimulus - (буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов:

Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.

Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и пр.

Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, правительственные награды.

Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Мотивация трудовой деятельности является главным условием успешного выполнения деятельности сотрудника любой организации. От того, насколько данная мотивация сформирована, адекватна задачам деятельности и внутренним побудителям поведения работника, будут зависеть его целеустремленность, повышение эффективности и качества труда.

К основным характеристикам трудовой мотивации, по мнению М.И. Магуры и М.Б. Курбатовой, относятся полимотивированность, иерархичность, принцип справедливости и принцип подкрепления.

Полимотивированность проявляется в том, что на поведение работника оказывает влияние не один, а множество мотивов. Множественность мотивов предполагает наличие связи между ними. Так структура этих мотивов может быть иерархически организована, и находиться в отношениях соподчинения друг к другу. Между мотивами также могут устанавливаться компенсаторные отношения, когда недостаточная выраженность одного мотива может компенсироваться развитием другого.

Иерархичность трудовой мотивации проявляется не только в застывшей структуре мотивов. Значимость мотивов может меняться в зависимости от этапа освоения деятельности, влияний среды, личностных установок и т.д. В целом мотивы трудовой деятельности иерархически организованы. Значимость мотивов может меняться от индивида к индивиду, и в коллективе одни мотивы выходят на первые позиции, другие не определяют степени усердия всех сотрудников.

Принцип справедливости трудовой мотивации выражается в пристрастности работника к самым разным аспектам рабочей ситуации. Большинство работников нацелены на справедливые отношения в коллективе, понятные и адекватные усилиям вознаграждении и т.д.

Принцип подкрепления основан на использовании желания работника повторять действия, которые приносят удовлетворение, и избегать того, что влечет за собой неприятные переживания. Позитивное подкрепление со стороны организации - это то, что повышает вероятность желательного поведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6