Прежде, чем подойти к конкретным рекомендациям по повышению эффективности системы принятия управленческих решений в ООО «Марин контейнер», рассмотрим для начала общие тенденции изменений, происходящих в данной отрасли. Их можно характеризовать как условия риска, а иногда даже условия неопределенности. О состоянии стабильности и высокой прогнозируемости пока говорить не приходится.
По экспертным оценкам, общий объем рынка контейнерных грузовых перевозок всеми видами транспорта Украины на составляет 580,3 млн. тонн грузов или 396 млн. $. Ежегодный прирост доли контейнерных перевозок составляет 25-30 %. Предлагаются авиаперевозки для разных категорий грузов, морские перевозки, обслуживание судна и другие сопутствующие услуги, также железнодорожные перевозки для разных категорий грузов, автоперевозки различными категориями машин, экспедиторские услуги, интермодальные перевозки, мультимодальные перевозки, услуги по растаможке грузов, услуги таможенного декларирования, тракинг, складские и логистические услуги. Цены зависят от расстояния транспортировки, свойств груза, количества груза, от сроков хранения груза, срочности выполнения заказа, вида транспорта, требуемого пакета услуг и т.д.
Последние 8-9 лет рынок контейнерных грузовых перевозок в Украине динамично развивался (до кризиса осени 2008 г.). С каждым годом ситуация на рынке все больше оживлялась, спрос на контейнерные и транспортные услуги рос до начала 2009 года. Улучшались технические характеристики и общее качество самого транспорта и контейнеров.
Специфика рынка внутренних грузовых перевозок заключается в большом количестве операторов на данном рынке, и характеризуется высокой конкуренцией. Из-за того, что рынок довольно насыщенный, компании ведут жесткую борьбу за клиентов, в связи с чем, цены на предоставляемые услуги разных компаний находятся в узком диапазоне и стремятся к примерно одинаковому уровню. Каждая организация по возможности стремится понизить цены, вслед за ней понижают цены и другие фирмы, в результате выигрывает клиент, так как у него появляется возможность сэкономить, приобретая услуги на наиболее выгодных для него условиях.
Рынок характеризуется почти полным доминированием иностранных фирм и перевозчиков в сфере морских и авиаперевозок, в связи с практическим отсутствием судов и самолетов должного уровня у отечественных компаний. Цены зависят от расстояния транспортировки, свойств и категории груза, количества груза, от сроков хранения груза, срочности выполнения заказа, вида транспорта, требуемого пакета услуг и т.д.
Оборот автотранспортных перевозок в 2009-м году составил 38 млн. тонн. Объемы контейнерных автоперевозок как национальных, так и иностранных компаний растут, хотя темпы роста у иностранных больше. У них лучше технологическая база, машины соответствуют европейским стандартам.
Главная проблема состоит в том, что значительная часть “специальных” рейсов выполняется иностранными и транснациональными перевозчиками, поскольку в Украине не хватает машин, специально оборудованных для контейнерных перевозок. Сейчас 60% всех контейнерных автоперевозок выполняется иностранными компаниями. Подавляющее же большинство отечественных перевозчиков просто не имеют средств, для приобретения такой техники. Не все отечественные автомобили могут выехать за рубеж. По данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), совокупный автопарк украинских “автоперевозочных” фирм насчитывает свыше 16,5 тыс. машин, из которых европейским нормам “экологической чистоты” Euro-2 соответствуют 3,5 тыс., а нормам Euro-3 - 6 тыс. Поэтому большинство национальных перевозчиков уже закупают машины за рубежом. Одной из наиболее древних (но не потерявших остроты) проблем, с которой отечественные “международные” автоперевозчики сталкивались в прошедшем году, стал дефицит разрешений на въезд.
В 2008-м году, объем грузовых перевозок водным транспортом вырос на 25 % и составил 380 млн. тонн. Здесь наблюдались самые высокие темпы роста контейнерных перевозок. Объемы перевалки грузов росли, и резко снизились (по мнению представителей компании «Марин контейнер» приблизительно на 12 - 15%) уже в начале 2009 г, что связано с экономическим кризисом. В марте 2010 года зафиксирован незначительный прирост, что может быть признаком начинающегося оживления, но пока еще для слишком оптимистических прогнозов рановато. Кроме того, есть причины, создающие предприятиям сложности, объективного характера. Например, проблемы с растаможиванием грузов и задержки сроков растаможивания.
Контейнерный терминал Одесского морского торгового порта приступил к обработке контейнеровозов измерением свыше 232 х 32,2 м.
Вслед за рекордным для порта судном Norasia Bellatrix (длина 282,1 м, ширина по миделю 32,2 м, высота борта 21,5 м; контейнеровместимость 4,389 тыс. TEU), совершившего судозаход 3-6 мая с.г, порт принял еще более крупный контейнеровоз Norasia Valparaiso (286,26 м, 32,2 м, 21,8 м; 4,444 тыс. TEU, соответственно), судозаход 11-13 мая. Количество переработанных контейнеров в первом случае составило 1,731 тыс. TEU (соотношение выгрузки-погрузки - 62:38 %), во втором - 1,137 тыс. TEU (52:48 %, соответственно).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|