Статистика



Рекомендации по совершенствованию формирования, использования и развития персонала

Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии представляет как теоретический, гак и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения человека, с другой - конкретное осуществление этих намерений, реализация личных планов. Выбор профессии поддается управлению путем целенаправленного формирования личных намерений и интересов у человека с учетом социально-экономических потребностей общества и приведением в соответствие стремлений, личных планов молодежи с возможностями их реализации.

Определенной формой такой работы является профессиональный отбор. Его сущность заключается в выявлении с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности человека для выполнения должностных обязанностей. Назначение профотбора - уменьшение потерь из-за неудовлетворенности выбранной профессией и отсутствия у работника необходимых способностей и наклонностей.

Профотбор осуществляется в два этапа. На первом этапе на основе материалов наблюдения, опросов, тестирования рабочих процессов, бесед с руководителями, психологом составляется профессиограмма: всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться работником, при помощи каких средств, в каких производственных условиях. В нее входят также требования, которым должен отвечать исполнитель.

Профессиограмма включает: производственную, экономическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогическую и психофизиологическую характеристики. На втором этапе изучают природные данные, наклонности, социальные, психологические и физиологические проявления поступающего на работу в ООО «ДЕЗ» молодого человека. И на их основе составляют карту личности, которая характеризует человека в социальном аспекте (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность профессиональной деятельностью), психологическом (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли) и физиологическом (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем). Для составления карты личности используют обычно два основных методов: систему тестов (набор задач, в процессе решения которых определяются психофизиологические особенности и качества человека - внимание, темперамент и т.д.) и личную беседу с поступающим на работу, анкетирование, тестирование.

При составлении необходимых (профессиограмма) и наличных (карта личности) качеств выявляется профпригодность. Практика свидетельствует, что ряд молодых людей, придя на работу в организацию, определяют свой жизненный путь под влиянием обстоятельств, не имеющих ничего общего с сознательной профессиональной ориентацией. В результате у них может возникнуть общая неудовлетворенность трудом, безразличие к его содержанию, желание сменить место работы и т.д.

В практической деятельности администрации и психологической службы ООО «ДЕЗ» нужно реализовать два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную. Сотрудники, не имеющие опыта профессиональной деятельности, впервые приступившие к трудовой деятельности (как правило, это выпускники учебных заведений), оказываются в сфере пристального внимания, так как данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны организации. При этом используются различные формы адаптации. Определенное место в работе ООО «ДЕЗ» должна занимать и вторичная адаптация, в которой нуждаются сотрудники, имеющие опыт трудовой и профессиональной деятельности в данной сфере, но поступившие на работу в данное учреждение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4