Рассмотрим ещё один пример
задач (подцелей) каждого подразделения на схеме структуры управления отдельно взятого предприятия, а именно "Центра занятости населения".
См. рисунок 2
Схема структуры управления предприятием
.
Рисунок 2.
Во главе предприятия стоит директор, главной целью которого является снижение уровня безработицы, а чтобы достичь поставленной цели, главная задача руководителя заключается в подборке кадров.
Задачи главного инженера - обеспечить бесперебойную работу:
а) транспортного отдела;
б) отдела управления техническими процессами (АСУ).
Задачи заместителя директора:
а) контроль финансового отдела, а именно контроль финансового потока бюджетных средств;
б) обеспечение хозяйственного отдела (АХО) всем необходимым для бесперебойной работы всего предприятия (бумага, картриджи, ручки и т.п.).
Задачи отдела кадров - составление графика отпусков, оформление документов для выхода при приеме на работу, при выходе на пенсию.
Задачи бухгалтерии - начисление и выплата заработной платы работникам предприятия, налоговая отчетность.
Задачи планово - экономического отдела - планирование количества безработных на определенный период.
Задачи юридического отдела - консультации безработных.
Задачи общего отдела - постановка на учет безработных, обеспечить их занятость в минимальные сроки, подобрать работу в соответствии их специальности.
Задачи отдела работы с работодателями - поиск предприятий и заключение договоров с ними по трудоустройству безработных.
Задачи отдела начисления и выплаты пособия по безработице - своевременное начисление и выплата пособия, удержание денежных средств по исполнительным листам с безработного.
Задачи отдела повышения квалификации безработных - находить и заключать договора с учебными предприятиями для переобучения и повышения квалификации для дальнейшего трудоустройства. Одна из новых задач этого отдела - " самозанятость" населения.
Из всего вышесказанного мы видим, как цель связывают с конкретными, задачами (подцелями) на достижение генеральной цели которая направлена на производственную деятельность предприятия. Конкретное понимание цели открывает широкие возможности повышения эффективности экономических систем на основе управления по конечным результатам.
В какую управленческую функцию входит понятие делегирование полномочий и что оно означает. Перечислите полномочия, которые можете делегировать руководитель организации на высшем уровне управления (на примере своей или конкретной организации), и, в свою очередь, руководитель линейного управления руководителю низшего уровня управления. Приведите пример.
Ответ
Понятие делегирование полномочий входит в функцию организации управления. В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М. Керженцевым, получил название "делегирование организационных полномочий и ответственности".
Делегирование представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчинённым без активного вмешательства в их действия.
Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим сотрудникам.
Известны пять принципов, повышающих эффективность делегирования полномочий:
. Принцип диапазона контроля;
2. Принцип фиксированной ответственности;
. Принцип соответствия прав и обязанностей;
. Принцип передачи ответственности за работу на низший уровень управления;
. Принцип отчетности по отклонениям.
метод управление делегирование полномочие
Диапазон контроля. Существует оптимальное число работников, непосредственно подчиненных одному управляющему. Есть предел того объёма работ и числа подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек. Этот предел и называется диапазоном контроля. Его определяют такие факторы как способности начальника, способности подчиненных работников, тип работы, территориальное размещение работников, мотивация работников, важность работы.
|