Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.
Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители - все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.
Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции.
Основные определения термина «конкуренция» приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1.
Основные определения конкуренции
№ |
Определение |
Автор |
1 |
Динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. |
М. Портер [18] |
2 |
Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественны условиях. |
Р.А. Фатхутдинов [23] |
3 |
Соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. |
Г.Л. Азоев [5] |
4 |
Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. |
Юданов [25] |
5 |
Динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов в целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей по приемлемой для них цене. |
Царев [24] |
Так как нет единого подхода к изучению конкуренции, то не существует единого определения этого процесса. Несомненно, что это динамичное, комплексное и сложное явление. В условиях конкуренции на предприятие оказывают влияние сразу несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности. Каждая из групп влияния состоит из множества элементов, состав и структура которых уникальны для каждого конкретного предприятия.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|