Если графически изобразить иерархию отношений понятий конкуренция и конкурентоспособность, то конкуренция будет стоять на высшем уровне, затем конкурентоспособность, и потом конкурентные преимущества и конкурентные стратегии. Иерархическая связь ключевых понятий в системе конкурентных отношений показана на рисунке 1.1
Рис. 1.1. Иерархия основных понятий в системе конкурентных отношений
Сущность конкурентоспособности
Так как понятие «конкурентоспособность» неразрывно связано с конкуренцией, то различия в подходах к оценке конкуренции повлияли и на определение конкурентоспособности. Кроме того, конкурентоспособность может быть рассмотрена на нескольких уровнях - товарном (как конкурентоспособность товара), микроуровне (конкурентоспособность предприятия), мезоуровне (отрасль) и макроуровне (страна).
Каждая из этих категорий имеет отличительные особенности и характерные черты, которые подтверждают правомерность и целесообразность такой дифференциации. В то же время все уровни конкурентоспособности взаимосвязаны, дополняют, обеспечивают и определяют друг друга.
В самом общем виде конкурентоспособность может пониматься как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей [19, стр. 2].
Уровни конкурентоспособности представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень |
Объект или субъект |
Факторы |
товарный |
Товары (работы, услуги) |
· Качество товара · Цена · Соответствие спросу |
микроуровень |
Товаропроизводитель (организация, фирма) |
· Сравнительная конкурентоспособность продукции · Эффективность производственной деятельности · Финансовые показатели деятельности · Эффективность организации и сбыта |
мезоуровень |
Объединение предприятий, отрасль |
· Внутренняя структура отрасли · Влияние внешней среды · Конкурентоспособность отдельных элементов · Взаимодействие между элементами системы |
макроуровень |
Страна, регион |
· Инвестиционный климат · Научно-технический уровень · Конкурентоспособность промышленности и отраслей народного хозяйства |
Лучше всего изучена конкурентоспособность продукции, с которой, собственно, и начиналось понятие конкурентоспособности. Чаще всего под конкурентоспособностью продукции понимают такое сочетание потребительской стоимости (полезности для потребителя) и стоимости потребления (цена товара и затраты на эксплуатацию), которое обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению с такой же продукцией других поставщиков [8].
Первоначально конкурентоспособность товара ассоциировалась с его качеством, но затем ее стали определять совокупностью характеристик, которые учитываются потребителем в результате сравнения с товарами-аналогами.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|