Статистика



Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии

Нобл (Noble, 1999) [50] подробно изучал этап реализации стратегии, и определял его как коммуникацию, интерпретацию, адаптацию и приведение в действие стратегического плана.

На реализацию стратегии оказывают влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние. Их влияние может быть оценено как положительное и отрицательное. Классификация факторов по их влиянию на реализацию стратегии приведена в табл. 2.5 [59].

Таблица 2.5.

Факторы, влияющие на реализацию стратегии

Положительное воздействие

Отрицательное воздействие

· благоприятные изменения окружающей среды · ключевые менеджеры и группы лиц в организации, которые поддерживают изменения · возможность обучения, улучшения технологии и доступность других ресурсов для реализации стратегии · информация или опыт того, что может случиться с организацией, если стратегия не будет реализована

· противодействие со стороны отдельных лиц и групп · недостаток обучения, ресурсов для реализации стратегии · негативная информация или опыт, связанные с новой стратегией

Аакер и Миллз (Aaker and Mills, 2005) [26] выделяют четыре организационных компонента, которые необходимы для успешной реализации стратегии:

. люди;

2. структура

. системы

. культура.

Под структурой авторы понимают иерархию власти и каналы коммуникаций, через которые реализовывается стратегия. Системы - это бюджетирование, бухучет, информация, планирование - все, что связано с реализацией стратегии. Организационная культура включает в себя ценности организации, нормы поведения и символы и символические действия. Люди - это объединения сотрудников, их опыт, знания.

Буржуа и Бродвин (Bourgeois and Brodwin,1984) [33] выделяли пять подходов-моделей к реализации стратегии:

. командная модель (command model) при которой генеральный менеджер после этапа стратегического анализа представляет результаты топ менеджменту, дает рекомендации по реализации стратегии и ждет результатов;

2. модель изменений (change model), при которой после принятия стратегических решений генеральный менеджер составляет новую организационную структуру, делает кадровые перестановки, меняет систему планирования, информационного обеспечения, систему компенсации и т.д. для поддержания реализации стратегии;

. совместная модель (collaborative model) реализации стратегии подразумевает участие команды менеджмента в принятии стратегических решений. Генеральный менеджер использует различные техники выдвижения идей (мозговой штурм и т.д.), чтобы получить разные идеи по реализации стратегии;

. культурная модель (cultural model) подразумевает участие менеджмента более низкого уровня, в основном для того, чтобы они ответили на вопрос «Какой вклад я могу внести для выполнения целей организации и реализации ее стратегии?»;

. модель роста (crescive) - когда движение идет с низу организации, а не от ее руководства. Роль генерального менеджера сводится к определению нужд организации для стимулирования различного вида инноваций, а так же в выборе проектов и стратегических инициатив, которые ему представляют.

Подходы к реализации стратегии, предложенные Буржуа и Бродвином достаточно широко признаются другими авторами. Кроме этого, популярна классификация, предложенная Хартом (Hart), согласно которой существуют командный, рациональный, символический, производственный и транзакционный (command, rational, symbolic, generative and transactive) [29].

Выбор подхода к реализации стратегии зависит от особенностей организации - четырех ключевых компонентов реализации стратегии - людей, структуры, культуры и системы. Модель роста не будет эффективна на предприятии с директивной системой управления, и использование этого подхода может быть не только затруднительно, но и бесполезно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4