Статистика



Анализ рабочего места инструктора

В структурной схеме можно выделить следующие рабочие места: заведующий переписным участком, инструктор переписного участка, переписчик. В данной работе анализируется рабочее место инструктора переписного участка. Анализ рабочего места подготовлен при помощи анкеты анализа рабочего места (ИСАРМ), интервью с инструктором переписного участка и наблюдения.

Оценка деят-ти

выход

выход

вход оценка

Анализ рабочего места необходим для разработки проекта рабочего места инструктора и для рационализации трудовой деятельности инструктора.

Разделение труда на рабочем месте инструктора. На рабочем месте присутствует функциональное разделение (инструктор относится к функциональной группе специалистов). Проблемой функционального разделения труда на данном рабочем месте было совмещение функций (инструкторам было поручено исполнять функции переписчиков); приходилось исполнять функции младшего обслуживающего персонала (грузчиков предоставлено не было). Технологическое разделение было, например, при работе с документами инструктор выполнял только свои этапы работы с этими документами (выдача, прием, первичная проверка). Профессиональное разделение присутствует: инструктор - управляющая должность, и человек на данную должность отобран с соответствующим данной сфере деятельности образованием (управленческое). На рабочем месте инструктора также наблюдалось квалификационное разделение труда: сложность труда инструктора соответствует квалификационному уровню студента 4 курса управленческого профиля.

Таким образом, анализ показал, что на рабочем месте инструктора существовала проблема с функциональным разделением труда. Исполнение инструктором обязанностей обслуживающего персонала и обязанностей переписчиков, сказывалось на качестве выполняемых инструкторских обязанностей, а также способствовало нарушению режима труда и отдыха (работа сверх положенной нормы).

Кооперация труда. Инструктор кооперировал внутри переписного участка со всеми участниками трудового процесса. Функциональная кооперация присутствовала в полной мере - между инструкторами (одна функциональная группа), по вопросам организации труда переписчиков, по спорным вопросам заполнения бланков и т.д. Профессиональная кооперация на данном рабочем месте вытекает из функциональной, так как происходила кооперация с другими инструкторами, обладающими управленческими навыками. Технологическая кооперация проходила с большой долей нарушений, так как не каждый день удавалось встретиться с другими участниками (переписчиками) технологического процесса работы с бланками.

Таким образом, выявлены нарушения в технологической кооперации труда на рабочем месте инструктора. Нарушения в данном виде кооперации тормозили рабочий процесс и способствовали допущению ошибок при сверке документов и цифровых данных.

Организация рабочего места инструктора. В качестве рабочего места инструктора выступало пространство за большим круглым столом (часть стола). Разделения рабочего места по функциям не было - за этим же столом трудились переписчики, во время посещения переписного участка, следовательно, не было разделения рабочего места и по профессиональному признаку. По виду деятельности - часто рабочее место инструктора становилось и рабочим местом обслуживающего персонала (во время уборки), что говорит о частичном разделении рабочего места по виду деятельности. По месту нахождения - рабочее место в помещении, по числу исполнителей - коллективное, по числу смен - трехсменное. По степени подвижности - стационарное (неподвижное, фиксированное рабочее место в пределах переписного участка). По рабочему положению - переменное рабочее место (сидя-стоя). По условиям труда - с нормальными условиями, но присутствовала монотонность труда. По времени использования - временное рабочее место. Оснащение рабочих мест: канцелярия (ручка, блокноты для записей), стационарный телефон, калькулятор, инструкции, рабочая мебель (столы, кресла, диван), освещение, доска для закрепления на ней данных о проделанной работе и информационных справочных данных.

Таким образом, отсутствие разделения рабочего места по функциям, профессиям и виду деятельности способствовало допущению ошибок во время проверки документов, созданию напряженной обстановки в помещении, созданию суеты и помех рабочему процессу. Для быстроты и точности подсчетов не хватало компьютеров со специальным программным обеспечением. Все это говорит о недостаточно высоком уровне организации рабочего места инструктора.

Перейти на страницу: 1 2 3