Организация обслуживания рабочего места. Обслуживание предметов труда организовано недостаточно, инструктору приходилось комплектовать рабочие принадлежности для переписчиков, так же приходилось выполнять грузоподъемные работы (поднятие и перенос тяжелых коробок с бумагами). Обслуживание средств труда было: межремонтное обслуживание, энергообеспечение, поддержание в рабочем состоянии оснастки, хранение и выдача оснастки (телефонный аппарат, сейф), поддержание в рабочем состоянии и уборка здания и территории. С обслуживанием инструктора также проблем не было - охрана труда предоставлена в полной мере, общественное питание и медицинское обслуживание находились в одном здании с переписным участком.
Итак, проблемы с обслуживанием предметов труда занимали лишнее время рабочего дня инструктора, что могло сказаться на качестве выполнения поставленных задач, прописанных непосредственно в инструкции.
Приемы и методы труда инструктора совпадают с приемами и методами труда остальных работников переписного участка и также связаны с достаточно монотонным трудом, а это способствовало повышенной утомляемости и нарастанию нервного напряжения во время рабочего дня.
Таким образом, так как инструктор оценил свой труд как монотонный, можно сделать вывод, что приемы и методы труда несовершенны, работодатель при разработке должности инструктора не продумал организацию этого элемента труда.
Условия труда. Санитарно-гигиенические условия выполнены не полностью: нарушения температурного режима (отсутствие системы кондиционирования), при открытии окна создавался сильнейший сквозняк в помещении. На должном уровне находились эстетические условия труда: окраска стен в спокойных тонах, достаточное количество зеленых растений, элементы прикладного искусства. Психофизиологический фактор неудовлетворителен: отсутствие нормального режима труда и отдыха (ненормированный рабочий день, зачастую работа более занимала более 9 ч, почти полное отсутствие смен форм деятельности, не было активных форм отдыха). Социально-психологический климат во время работы - на высоком уровне.
Таким образом, выявлены недостатки в санитарно-гигиенических условиях труда и психофизиологических. Эти условия труда сказываются в первую очередь на здоровье инструктора, поэтому можно говорить об определенном вреде при исполнении трудовых обязанностей инструктора.
Нормы затрат труда, а также подбор, расстановка кадров прописаны в анализе организации труда переписного участка.
Можно заключить, что незакрепленные нормы труда ставили инструктора в затруднительное положение, было трудно сориентироваться в количестве выполненного труда, так как наблюдалось различие в количестве переписчиков у каждого инструктора и различии количества подлежащих переписи помещений у переписчиков.
Оплата труда и материальное стимулирование инструктора. Материальное стимулирование отсутствует, оплата труда строго после качественного выполнения работ.
Итак, по мнению инструктора, оплата труда недостаточно высока, что не способствует поднятию уровня воодушевления во время работы. А отсутствие материального стимулирования переписчиков заставляло инструктора придумывать нематериальные стимулы, чтобы переписчики активнее выполняли план.
Планирование, учет и анализ труда инструктора. Трудовой процесс в целом был спланирован Росстатом, однако индивидуальный план работы на день и на неделю инструктор определял для себя сам, исходя из работоспособности переписчиков и выполнения плана, а также исходя из вновь открывшихся обстоятельств работы (например, выяснилось, что на инструкторском участке не хватает одного переписчика). Учет труда происходил после рабочего дня, результаты заносились в записную книжку инструктора и докладывались заведующему переписным участком.
Итак, инструктор сам планировал свой рабочий день, но этот процесс был затруднен нехваткой кадров на рабочие места (из-за нехватки переписчиков инструктору приходилось выполнять еще и обязанности переписчика, и вносить эту обязанность в свой ежедневный план работы). Естественно, что подобные изменения в планах отрицательно сказывались на выполнении инструкторских задач и приводили к перекосу в режиме труда и отдыха.
Дисциплина труда инструктора косвенно прописывалась в его записной книжке и инструкции. Особых проблем с дисциплиной труда у инструктора не было, так как неявка на рабочее место могли привести к невыполнению поставленных задач, что в рамках переписи было недопустимо. Бороться с нарушением дисциплины труда переписчиков инструктору было достаточно сложно, так как нигде не были официально прописаны меры борьбы с нарушениями трудовой дисциплины.
Перейти на страницу: 1 2 3
|