Управление.
Желание управлять и умение управлять, это как две стороны одной медали, суть
одного, но диаметрально противоположное. Если одно не совпадает с другим, то
достижение успеха превращается в несбыточную цель.
Применительно
к государству и особенностям менеджмента в государственной службе, как в
службе, уполномоченной быть связующим звеном между государством и обществом,
желание управлять наблюдается у подавляющего большинства допущенных к
государственной службе, однако умения управлять это не прибавляет.
В
настоящее время вопрос государственной службы и её эффективности выносился на
повестку дня неоднократно и громогласно первыми лицами страны, с обещанием:
«наладить, углубить и расширить». Правда, все обещания свелись к простым мерам:
«сократить, урезать, отнять».
Подобные
методы отражают истинные особенности государственной службы и ее менеджмента в
России, однако ни в коей мере не способствуют её (службы) развитию и улучшению.
Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и
общественностью требует реорганизации или, вернее сказать, реструктуризации
системы государственного управления.
Объектом
исследования данной работы является менеджмент в государственной службе в
России.
Предметом
исследования являются особенности, присущие применению методов и приемов
современного менеджмента к отношениям, возникающим в государственной службе.
Изученность
проблемы менеджмента государственной службы в России довольно широка, так как
все проблемы и пробелы видны невооруженным взглядом, но все научные труды и
даже нормативные правовое акты носят рекомендательный, либо неправоприменительный
в реальности характер, так как властьпридержащим выгоден порядок, сохранявшийся
последние 20 лет.
В
данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым разработкам в
области обеспечения эффективности государственного управления, наших ученых и
зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в области
государственного управления хочется отметить следующие имена: А.Л. Гапоненко,
А.П. Панкрухина, Л.В. Сморгунов, П.В. Сергеев. Относящиеся к новейшим
исследованиям западных ученых и практиков в вопросе повышения эффективности
государственного управления являются использованные в данной работе труд Лубина
Доу.
Существует
много разработанных и даже апробированных за рубежом методов и способов решения
проблемы эффективности менеджмента в государственной службе (например, модели
организации государственной службы (конкурсность, элитаризм, образованность) в
Японии, США, Южной Корее). Сравнительный анализ роли государства в общественных
процессах России и западноевропейских стран показывает даже на первый взгляд,
что недопустимо подавление многих государственных функций и самоустранение от
выполнения своих обязанностей, что ведет к ослаблению, а не усилению нашей
государственности. Но, безусловно, знание и применение западного опыта там, где
это возможно, является необходимым. Литература же наших авторов позволяет
выявить специфику государственного управления в России, провести глубокие
исторические изыскания и выявить те факторы, которые влияют на государственное
управление. Таким образом, сочетание и аналитический подход к данным источникам
дает благодатную почву для глубокого научного исследования.
В
России имеющийся федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской Федерации» претерпел лишь одно изменение в 2007
году, и то выразившееся в изменении одной строчки о федеральных государственных
образовательных стандартах применительно к формируемому кадровому резерву.
Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» претерпевал изменения значительно чаще (тринадцать раз с
2004 по 2010 год), показывая стремление государства изменить что-то к лучшему.
В
Программе социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, в рамках проведения
административной реформы предполагалось провести ряд мероприятий, направленных
на оздоровление и оптимизацию государственной службы в России.
Целью
данной работы является исследование особенностей менеджмента в государственной
службе России.
Задачей
- нахождение и определение наиболее эффективных путей оптимизации и
реформирования государственной службы и нахождение приемов менеджмента,
применение которых позволит вывести государственную службу на качественно новый
уровень.
Менеджмент
в государственной службе
|