Сформировавшиеся
на современном этапе развития экономические условия в
АПК
привели к значительному и прогрессирующему до сегодняшнего дня росту
себестоимости сельскохозяйственной продукции и убыточности ее производства.
Большинство сельских товаропроизводителей, причем различных форм собственности,
оказались неконкурентоспособными в условиях продовольственной интервенции,
государство утратило продовольственную безопасность, а импорт продовольствия в
Россию превысил 50% общего потребления.
В
этой ситуации вопросы решения продовольственной проблемы с особой остротой
встали перед регионами, их властными структурами, осуществляющими
непосредственные экономические связи между сельскохозяйственными
производителями, перерабатывающими предприятиями, заготовительными
организациями, торговлей и потребителями продовольствия. Власти регионов, решая
данную проблему, вынуждены выстраивать экономическую политику сохранения
собственного товаропроизводителя с одновременным решением проблемы
конкурентоспособности производимой им продукции за счет повышения качества и
снижения себестоимости.
От
того, насколько региональные власти смогут решить данную проблему, во многом
будет зависеть выход аграрной сферы из кризиса и ее дальнейшее развитие,
обеспечения населения продовольствием, поскольку решение продовольственной
проблемы напрямую связано с уровнем развития сельского хозяйства. В сегодняшней
ситуации главнейшей проблемой, усугубляющей кризис всего агропромышленного
комплекса страны и регионов, стал кризис кадрового обеспечения
сельхозпроизводства. Остро не хватает кадров массовых профессий, а также
руководителей и специалистов среднего и высшего уровня управления.
Большинство
регионов в этой ситуации, используя опыт многих стран мира, начинают делать
ставку, наряду с решением других вопросов, на создание
информационно-консультационных служб, позволяющих сгладить дефицит кадров,
сориентироваться в экономическом пространстве.
Все
это подтверждает актуальность и в то же время сложность, многоплановость
указанной проблемы, ее важность для стабилизации и дальнейшего устойчивого
функционирования АПК, создания собственной продовольственной базы, в том числе
на уровне отдельного региона; показывает необходимость комплексного решения
экономических проблем АПК в увязке с другими составляющими экономики
применительно к новым экономическим условиям.
В
данной работе отражены:
попытки
обобщения теоретических взглядов ученых-экономистов и экономистов-практиков по
вопросам информационно-консультационной деятельности в сельхозпроизводстве и
АПК, выявлению сущности и содержания, объективной необходимости и возможности
развития ее на современном сельскохозяйственном рынке услуг;
эволюция
процессов информационно-консультационной деятельности за рубежом, а также в
условиях плановой и рыночной экономики России;
анализ
результатов исследования деятельности ГБУ РБ «Информационно-методологического
центра Республики Бурятия»;
предложения
по совершенствованию работы информационно-консультационной службы в регионе.
Объектом
исследования данной работы были процессы информационно-консультационной
деятельности в сельскохозяйственном производстве региона (на примере Республики
Бурятия) в условиях развития региональных связей и углубления рыночных
отношений; предметом исследования - закономерности, принципы, формы и методы
создания и функционирования информационно-консультационных центров. Более
углубленно вопросы создания и функционирования ИКС прорабатывались на
материалах ГБУ РБ «Информационно-методологический центр Республики Бурятия».
Сущность
информационно-консультационной службы и ее значение для развития сельского
хозяйства
|