Во-первых, в отличие от обеспечения сохранности и использования, которые являются внутриархивными функциями, функция комплектования носит межотраслевой характер. Это подразумевает и соответствующее правовое обеспечение.
Во-вторых, и это главное, - именно от комплектования, то есть от того, насколько полно и качественно мы отберем и передадим в государственные архивы документальные свидетельства нашей эпохи, будет зависеть источниковая база исторической науки; то, какими мы предстанем перед взором наших потомков [15 ; 21].
Сформированный усилиями многих поколений архивистов Архивный фонд России сегодня насчитывает более 180 млн. дел (4,0 тыс. км архивных полок) с XIV до XX в.
Архивный фонд России можно назвать явлением уникальным. Мы знаем о его огромных объемах, богатстве состава и содержания документов. Но главное то, что Архивный фонд последние 80 лет формировался не как фрагментарный набор интересных документальных комплектов, а как целостное явление, дающее представление о взаимосвязях исторических процессов.
В новых условиях задача архивистов остается прежней - обеспечить комплектование Архивного фонда России так, чтобы он отвечал потребностям общества и государства.
Сегодня вопросы комплектования, как и другие вопросы архивного дела, регулируются законом «Об архивном деле в Российской Федерации». Этот федеральный закон был принят от 22 октября 2004 г.
Первая особенность нового закона заключается в том, что он имеет статус федерального, и отсюда следует более детальная проработка вопросов комплектования, учета, использования и хранения архивных документов.
Новый закон основывается на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Впервые определен порядок делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий в архивной сфере. Проведено очень четкое разграничение прав собственности на архивные документы между Центром, субъектом Федерации и муниципальными образованиями. Теперь, если в государственном архиве какого-то региона хранятся документы федеральной собственности, мы должны идти цивилизованным путем и заключить с этим субъектом Федерации договор о хранении [1].
января 2007 г. приказом № 19 Министерства культуры массовых коммуникаций России были утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук.
Главное отличие новых Правил от старых связано с самим характером документа - это Правила, т.е. свод однозначно трактуемых и при этом не противоречащих Федеральному закону «Об архивным деле Российской Федерации» норм и установок. Старые советские правила были своего рода учебниками или нормативно-методическими пособиями с предисловиями, разъяснениями, методическими рекомендациями и примерами. В новых Правилах ничего подобного нет. Это первый в истории отечественного архивного дела нормативно-правовой юридический акт в полном смысле этого слова.
В правилах впервые нормативно закреплено положение о том, что сформированные в архивах в архивные фонды и коллекции документы перефондированию не подлежит (оно допускается лишь в исключительных случаях). Любое перефондирование - это большие трудовые дополнительные затраты. Также впервые нормативно зафиксирован порядок фондирования документов органов государственной власти и местного самоуправления.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|