Статистика



Современное состояние комплектования государственных архивах

Основная стратегическая цель архивистов состоит не в прогнозировании плохо предсказуемых потребностей или интересов будущих исследователей, а в формировании совершенной информационной микромодели, своеобразного многоцветного и панорамного снимка в миниатюре, но с предельной объективностью отражающего все богатство жизни общества в каждый отдельно взятый момент его исторического бытия. При этом совершенно не важно, будут ли когда-либо востребованы все без исключения документы Архивного фонда Российской Федерации, разумеется, если их включение было разумным и обоснованным.

Технология коллекционного комплектования позволит повысить информационное разнообразие фондов. Его предметами могут стать:

а) комплексы архивных документов, образовавшиеся в результате реализации государственных контрактов различными негосударственными структурами, не принадлежащими к источникам комплектования архивов;

б) коллекции документов, приобретенных на аукционах или у частных лиц;

в) собираемые архивными учреждениями по собственной инициативе коллекции семейных биографий и писем лиц, не являющихся фондообразователями [3 ;198].

С 2000 по 2004 гг. на проведение работ по упорядочению архивных документов из федерального бюджета было выделено около 200 млн. руб., что явилось беспрецедентным событием в истории архивного дела.

С начала 1990-х годов осложнился процесс комплектования государственных архивов, прежде всего федеральных, и с аудиовизуальной документацией. Объемы принимаемых в федеральные архивы кино-, фото-, фонодокументов также стали снижаться. Основной причиной снижения темпов комплектования архивов этим видом документации явилось отсутствие четких правовых норм, регулирующих вопросы хранения аудиовизуальных документов телерадиовещательными компаниями, киностудиями и другими организациями, производящими аудиовизуальную продукцию, а также отбора и передачи ее на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы [6 ; 28].

Преобразования, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов XX в., привели к резкой общественно-политической активности масс, выразившейся в том числе в создании многочисленных политических партий и движений. Деятельность политических партий и движений, отраженная в создаваемых ими документах, безусловно, попала в поле зрения архивных учреждений. Архивные учреждения Российской Федерации еще с начала 90-х годов прошлого века начали работу по включению в списки источников комплектования политических партий и движений.

Документы личного происхождения, несмотря на низкий их удельный вес в составе архивного фонда РФ (всего 1,3% от всего объема дел, хранящихся в государственных и муниципальных архивах), занимают в нем особое место, поскольку не только дополняют официальные документы о том или ином историческом этапе развития нашего общества, но и содержат информацию о том, как ход исторического процесса повлиял на судьбы конкретных людей.

Политические, экономические и социальные преобразования, произошедшие в нашей стране, привели не только к реформированию государственного аппарата как в центре, так и на местах, но и к созданию и развитию негосударственного сектора экономики, что не могло не повлиять на изменения в составе источников комплектования.

На начало 1993 г. в списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов управленческой документации было включено 109047 организаций. К 2000 г. их количество увеличилось на 11,5% и составило 123263. Рост количества источников комплектования был обусловлен, прежде всего, созданием новых органов управления, развитием инфраструктуры городов и районов, усилением роли органов местного самоуправления, развитием негосударственного сектора экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7