Все теоретические подходы и теории, описанные в дипломном проекте, за исключением методов оценки конкурентоспособности, являются зарубежными разработками. Если в 80-е и 90-е годы прошлого века центр стратегического менеджмента находился в Америке, а если еще точнее, то в Гарвардском университете, то сейчас ситуация несколько изменилась. В первую очередь (и это очень заметно), появляются работы авторов с индийскими, китайскими фамилиями - при этом они учатся в американских или английских университетах. Можно так же отметить, английские ученые вносят заметный вклад в развитие теории стратегического менеджмента.
Российские авторы известны только внутри России, и их «разработки» заключаются большей частью в адаптации и переработке зарубежных теорий с опозданием на 10 лет. Необходимо признать, что современная наука шагнула достаточно далеко, а мы все еще пытаемся посчитать конкурентоспособность предприятия по конкурентоспособности товара, и во всех учебниках пишем, что модель 5 сил Портера используется для оценки конкурентоспособности предприятия. Неточность определений, вызванная, в том числе, низкокачественными переводами литературы, отсутствие устоявшейся лексики (и нежелание указывать оригинальные термины), многолетняя любовь к «заимствованию» целых кусков чужого текста, делает изучение российских источников крайне затруднительным и низкоэффективным времяпровождением. Советская школа экономистов сильна в планировании работы предприятия на основе пятилетних планов развития страны, но никак не в стратегическом планировании, которое не всякий автор учебника отличит от стратегического менеджмента.
Применение теории конкурентных преимуществ для стоматологии Х города Москвы
В силу описанных теоретических сложностей самой концепции конкурентных преимуществ, ее применение на практике в России и для небольшой фирмы представляется если не невозможным, то затруднительным.
Тем не менее, у теории вполне может быть практическое применение.
Нет необходимости выписывать ключевые компетенции Стоматологии Х города Москвы - у нее их нет, так же, как нет и устойчивого конкурентного преимущества, и даже просто конкурентного преимущества.
Доказательство этому утверждению можно легко найти в определении конкурентных преимуществ, в которое включены многие понятия и действия, например, такие, как стратегия, которую сложно скопировать конкурентам. Сложно и одновременно просто копировать то, чего нет - такой же «стратегии» придерживается множество других стоматологий.
У компании, скажем честно, почти нет особенностей, которые отличали бы ее в положительную сторону от ее конкурентов - кроме, возможно, одного - это «золотые руки» главного врача, который создает компании репутацию и имеет большой опыт в протезировании и косметической стоматологии. Однако, это не означает, что таких же «умельцев» нет в других стоматологиях Москвы.
Прохождение практики в Стоматологии Х заставляет задуматься о том, как вообще продолжает существовать клиника, в которой руководство считает, что конкурентов у них нет, так же как нет представления о своих клиентах, направлений работы и т.д.
На уровне Стоматологии Х речь может идти о выявлении возможных источников конкурентных преимуществ, обосновании направлений работы по их развитию с последующей реализацией этих преимуществ.
Можно выявить следующие «зачатки» особенностей, которые отличают Стоматологию Х от других учреждений:
. заинтересованность руководства фирмы в предоставлении услуг по протезированию, подкрепленная опытом и хорошей репутацией;
2. установление хороших отношений с клиентами, которое побуждает их повторно обращаться в эту же стоматологию и по другим стоматологическим проблемам;
. благоприятный климат внутри коллектива.
Для того, чтобы эти достоинства Стоматологии Х начали оказывать положительное влияние на финансовый результат, необходимо обдумать варианты их развития и защиты от копирования, придания им «уникальности». Эти направления будут более подробно рассмотрены в 3й главе.
Перспективным направлением будет рассмотрение источников преимуществ с точки зрения отношенческого подхода - компании необходимо серьезно задуматься об установлении отношений с новыми компаниями или изменении отношений с партнерами для создания партнерств. Это может быть сотрудничество с научными институтами - и предоставления своих мощностей для апробации методик, использование связей с бывшими сокурсниками для повышения квалификации и ознакомления с новыми методиками, сотрудничество со средствами массовой информации (особенно профильными), создание программ по поощрению клиентов вместе с производителями и т.д.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7
|