Если рыночный подход указывает на зависимость конкурентного преимущества, и, значит, успеха фирмы от внешних (отраслевых) условий и соответствующих стратегий, ресурсный подход в сегодняшнем понимании ставит деятельность фирмы в зависимость от внутренних характеристик, таких как ресурсы, способности и знания [61]. Соответственно, превосходство фирмы может быть обеспечено в случае, если ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы обладают определёнными характеристиками/качествами (например, ценные, редкие), если они грамотно используются и сочетаются (ключевые компетенции) и постоянно улучшаются уникальным способом (знания как нематериальный и структурный капитал) [61].
История ресурсного подхода начиналась в 1959 году, с работы Эдит Пенроуз (Edith Penrose), которая одной из первых заявила о важности ресурсов для стратегического положения фирмы. Сходные предположения были высказаны Рубиным (Rubin) в 1973 году, а так же Вернерфельтом (Wernerfelt) в 1984. Но теория стала популярной лишь с появлением двух работ разных авторов, которые и считаются ее основателями.
Первыми были Прахалад и Хамел (Prahalad and Hamel), которые в 1990 году опубликовали в Harvard Business Review статью «Ключевые компетенции корпорации» («The core competence of the corporation») [56]. В этой работе они ввели понятие «ключевые компетенции», которые должны лежать в основе разработке новых продуктов.
Второй значительной работой стала статья Джей Барни (Jay Barney) «Ресурсы фирмы и устойчивое конкурентное преимущество» («Firm resources and sustained competitive advantage»), опубликованная в «Journal of Management» в 1991 году [31]. Эта статья считается основой ресурсного подхода, так как в ней разрозненные части теории были собраны единую научную концепцию.
Барни построил формулировку ресурсного подхода на двух предположениях: что ресурсы (и способности) неравномерно распределены среди фирм, и что они не полностью (не совершенно) мобильны, т.е. их очень затратно копировать или они не эластичны по предложению. Барни так же начинает различать понятия «конкурентное преимущество (competitive advantage - CA)» и «устойчивое конкурентное преимущество (sustainable competitive advantage - SCA)», которое достижимо, только если фирма проводит стратегию создания ценности, которая не проводится ни одним из конкурентов, и когда конкуренты не могут скопировать преимущества этой стратегии [31]. В этой же работе Барни приводит требования к ресурсам, которые необходимы для того, чтобы фирма получила конкурентное преимущество и устойчивое конкурентное преимущество.
Чтобы фирма получила конкурентное преимущество на рынке, ресурсы должны быть:
· ценными (valuable);
· редкими (rare).
Для получения устойчивого конкурентного преимущества необходимо, чтобы ресурсы попадали под аббревиатуру VRIN, т.е. были:
· ценными (valuable) - вносить вклад в увеличение ценности - V;
· редкими (rare) - ими может владеть небольшое количество фирм - R;
· не копируемыми (inimitable) - их должно быть дорого копировать - I;
· не заменяемыми (non substitutable) - не возможно быстро придумать замену - N.
Барни включал в ресурсы все активы, способности, организационные процессы, атрибуты, информацию, знания, которые контролируются фирмой и позволяют проводить стратегию для улучшения производительности и эффективности работы фирмы.
Основой для следующих изысканий теоретиков станет как раз классификация ресурсов, и их важность для формирования конкурентного преимущества. VRIN - это, по сути, основа ресурсного подхода.
Еще один важный аспект, который необходимо отметить - ресурсная теория разделяет понятия конкурентного преимущества и положения фирмы на рынке. Целью фирмы является получение superior performance - доминирующего, высшего положения на рынке, при котором фирма будет получать сверхприбыли. Конкурентное преимущество может привести к такому положению, если ресурсы фирмы будут отвечать критериям VRIN, а фирму будет проводить стратегию, отличную от других конкурентов, и которую невозможно скопировать [31].
Концепция Барни [31] отражена на рисунке 2.2.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|