Эффективное управление - это важный элемент достижения межфирменного конкурентного преимущества. Оно влияет не только на транзакционные издержки, но так же и на готовность партнеров участвовать в процессе увеличения ценности партнерства. Важной задачей для объединения из нескольких компаний является установление механизмов и органов управления, которые минимизируют издержки и в то же время создадут стимулы для повышения ценности.
Конкурентное преимущество, полученное через эти четыре источника может так же быть устойчивым, так как межфирменные сети создают большое количество барьеров для имитации. Дайер и Сингх (Dyer and Singh, 1998) определяют четыре имитационных барьера, которые препятствуют имитации отношенческого преимущества:
. межфирменная связь общих ресурсов (interoganisational asset interconnectedness) основана на аккумуляции межфирменных ресурсных запасов;
2. недостаток партнеров (partner scarcity) - количество партнеров с комплементарными ресурсами ограничено;
. неделимость ресурсов (resource indivisibility) - комбинация и/или совместное создание ресурсов доходит до такой стадии, что разделение специфических ресурсов не возможно без разрушения конкурентного преимущества;
. организационное окружение - примерами являются так называемые региональные экономики или промышленные районы - условия компаний из этих зон очень сложно повторить, а результаты от их совместных действий могут быть уникальными.
Отношенческое конкурентное преимущество создает сверх-прибыль за счет межфирменных отношений. Оно не может быть создано одной из фирм-участников, а только в рамках партнерства.
Отношенческий подход объясняет существование долгосрочной прибыли как результат, основанный на сетевых отношениях, или, точнее, на ресурсах, которые глубоко вплетены в межфирменные отношения [40]. Подход имеет много общего с ресурсной теорией, так как серьезно рассматривает ресурсы фирм, однако выходит за рамки одной компании. Идея заключается в том, что в некоторых случаях межфирменные связи дают более эффективную базу для достижения преимущества, основанного на ресурсах, чем если бы предприятие работало само по себе. Соответственно, в случаях успешного сотрудничества, говорят о кооперативных ключевых компетенциях (cooperative core competencies) [39].
Таким образом, основное отличие всех теорий конкурентного преимущества - это их подход к объекту исследования. В рыночном подходе это отрасль, в ресурсном - сама фирма или ее ресурсы, в отношенческом - взаимоотношения между фирмами. Для анализа конкурентного преимущества фирмы могут и должны использоваться наработки всех трех теорий.
В связи с достаточно неразработанной, частично спорной, а иногда откровенно тавтологической системой определений, которые используются в теории конкурентных преимуществ, в конце раздела представлены только основные определения разных авторов, которые кажутся наиболее логичными - вне зависимости от первоочередности высказываний или принадлежности к той или иной теории.
В табл. 2.4. приведены основные определения теории конкурентных преимуществ.
Понятие |
Определение |
Автор, год |
Конкурентное преимущество |
Возникает если фирма может создать для покупателей ценность, превышающую затраты по ее созданию. |
Портер (Porter), 1985. |
Конкурентное преимущество |
Преимущество, которое есть у компании над конкурентами на определенном рынке. |
Кей (Kay), 1993 |
Конкурентное преимущество |
Все, что отличает фирму или ее продукцию в положительную сторону от ее конкурентов или их продукции с точки зрения потребителей (конечных потребителей). |
Фахи (Fahey), 1989 |
Конкурентное преимущество |
Это проведение фирмой стратегии создания ценности, которая одновременно не проводится ни одним из конкурентов. |
Барни (Barney), 1991 |
Устойчивое конкурентное преимущество |
Это проведение фирмой стратегии создания ценности, которая одновременно не проводится ни одним из конкурентов, преимущества которой не могут быть скопированы конкурентами. |
Барни (Barney), 1991 |
Ресурсы |
Включают в себя все активы, способности, организационные процессы, атрибуты фирмы, информацию, знания и т.д., контролируемые фирмой и позволяющие ей проводить стратегии повышения производительности и эффективности. |
Барни (Barney), 1991 |
Ресурсы |
Это активы, которые можно увидеть, оценить и торговать (не обязательно материальные). |
Макадок (Makadok), 2001 |
Способности |
Это активы, которые нельзя увидеть (поэтому они нематериальные), оценить, и которые могут быть проданы только вместе с единицей бизнеса. |
Макадок (Makadok), 2001 |
Динамические способности |
Это способность интегрировать, создавать и изменять внутренние и внешние компетенции, чтобы противостоять быстрым изменениям среды. |
Тис, Писано и Шуэн (Teece, Pisano and Shuen), 1997 |
Динамические способности |
Способность организации целенаправленно создавать, расширить или модифицировать свою ресурсную базу. |
Хелфат (Helfat), 2007 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|