. Первым элементом организации труда персонала на предприятии является разделение труда. 1) Функциональное разделение труда. В организации существуют следующие функциональные группы: служащие (руководители, специалисты, технические исполнители), обслуживающий персонал, охрана. Руководитель - заведующий переписным участком, специалисты - инструкторы по переписи, технические исполнители - переписчики. К обслуживающему персоналу относятся уборщицы, охрана сторожевая (охранник школы-участка, милиция) и охрана военизированная (курсанты НВИ ВВ МВД).
Проблемой функционального разделения труда было совмещение функций (инструкторам было поручено исполнять функции переписчиков); приходилось исполнять функции младшего обслуживающего персонала (грузчиков предоставлено не было). Профессиональное разделение не продумано при отборе кадров: заведующий участком по образованию учитель, не обладал достаточным управленческим уровнем.
) Технологическое разделение труда: работа с бланками предполагала различные этапы (выдача, заполнение, первичная проверка, проверка бланков заведующей), и каждый из этих этапов выполнялся различными работниками (инструктор - переписчик - инструктор - заведующий переписным участком). 3) Квалификационное разделение труда: люди с более высокой квалификацией занимали более низкую должность (специалист с высшем образованием работал переписчиком).
Работа инструктора относится к универсальному труду.
Таким образом, существовали функциональное, технологическое и квалификационное разделения труда. Недостатки замечены в функциональном и квалификационном разделениях.
. Кооперация труда. 1) Функциональная кооперация присутствовала внутри всех функциональных групп. Проблем в этом элементе не было. Кооперация между инструкторами по вопросам организации труда переписчиков, переписчики - по своим затруднительным ситуациям и т.д. 2) Технологическая кооперация присутствовала, проблем не выявлено. 3) Профессиональная кооперация - возникали проблемы в кооперации между заведующей участком и вышестоящим руководством, возникали проблемы с своевременностью передачи информации.
Таким образом, существует функциональная кооперация, технологическая кооперация и профессиональная кооперация. Существуют недостатки в профессиональной кооперации.
. Организация рабочих мест. В качестве рабочего места инструктора выступало пространство за большим круглым столом в учительской школы (помещение, предоставленное под переписной участок). 1)Разделения рабочих мест по функциям практически не было: переписчики работали за общим столом, тут же трудились инструкторы. У заведующей и стационарных переписчиков были отдельные рабочие места (в том же помещении), но при необходимости и их рабочими местами могли пользоваться нуждающиеся в том члены коллектива. 2) По виду деятельности присутствовало частичное разделение - часто происходило так, что работа сотрудников переписного участка и работа обслуживающего персонала (уборщица) совпадали, что мешало процессу работы. 3) По месту нахождения рабочее место инструктора находилось в помещении (школа). 4) По числу исполнителей рабочее место являлось коллективным. По числу смен - трехсменное. По степени подвижности - стационарное (неподвижное, фиксированное рабочее место в пределах переписного участка). По рабочему положению - переменное рабочее место (сидя-стоя). По условиям труда - с нормальными условиями, но присутствовал монотонный труд и нервная напряженность. По времени использования - временное рабочее место.
Оснащение рабочих мест: канцелярия (ручка, блокноты для записей), стационарный телефон, калькулятор, инструкции, рабочая мебель (столы, кресла, диван), освещение, доска для закрепления на ней данных о проделанной работе и информационных справочных данных.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|