Главными функциями коллектива являются:
предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует;
социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путем развития разнообразных способностей и интересов индивида.
Интегральным показателем уровня развития социально-психологической общности коллектива является его морально-психологический климат. В нем отражается настроение, мнение и традиции коллектива. Названный феномен является объектом повышенного внимания при управлении коллективом. Недооценка роли таких социально-психологических образований, как коллективное настроение, мнение, традиции и особенно морально- психологического климата ведет к потере до 15 % рабочего времени.
Эффективность социально-психологических методов управления во многом определяется такими факторами, как социальное планирование, производственное воспитание и стимулирование в трудовых коллективах. Социальное планирование началось в 60-х годах. Основная цель планов социального развития состоит в поступательном развитии коллектива для обеспечения лучших условий труда, быта, духовного и физического развития, воспитания сознательного отношения к труду и обществу. Основными разделами этих планов могут быть:
. Совершенствование социальной структуры коллективов:
изменение социально-демографической структуры коллективов;
повышение квалификационной и профессиональной структуры работников;
повышение общего и специального образования;
меры по сокращению текучести кадров и обеспечению стабильности коллектива.
. Улучшение условий труда и быта:
улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
совершенствование режима труда и отдыха;
меры по сокращению производственного травматизма;
профилактика и снижение профессиональной и общей заболеваемости.
. Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников: [26, с.145]
совершенствование оплаты труда и системы премирования работников;
улучшение жилищных и социально-бытовых условий работников;
развитие материальной базы социально-культурных учреждений и отдыха.
. Воспитание личности и развитие общественной активности в коллективе:
развитие общественной активности трудящихся и повышение их роли в управлении коллективом;
развитие соревнования;
совершенствование идейно-воспитательной работы;
укрепление дисциплины труда;
развитие физической культуры и спорта;
улучшение культурно-массовой работы;
развитие и улучшение социально-психологических отношений.
В условиях рыночного способа хозяйствования должна возрастать социальная активность личности каждого работника: инициативность, творчески целеустремленность, самодисциплина. Без этих личных качеств каждого работника успеха добиться очень трудно. Особенно если учесть, что прежняя административно-командная форма хозяйствования не всегда стимулировала развитие этих качеств.
Определению основных путей социального развития коллектива должны предшествовать глубокий анализ и специальные исследования о социальном составе работников, об уровне их образования, квалификации, запросах склонностях и др.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|