. Воздействие словом. Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы научиться обращаться со словом. В этой связи полезно важнейшие психолого-диалектические принципы речевого воздействия на сознание людей:
доступность информации, соответствующей опыту людей, их ведущим потребностям и интересам;
убедительность излагаемой информации, выражающаяся в теоретической и фактической обоснованности высказываемых положений;
ассоциативность, выражающаяся логикой рассуждений, расстановкой аргументов;
интенсивность, под которой понимается темп подачи информации, искусство использования "пауз";
наглядность - дополнение речевого обращения разнообразными средствами: схемами, таблицами, свето-цветооформлением, звуковым сопровождением;
экспрессивность, призванная визуально и акустично посредством мимики, позы, жеста, модуляции голоса выразить отношение выступающего к тому, о чем он говорит;
языковая выразительность - умелое изложение мыслей, грамотное построение предложений, литературная выразительность речи, продуманное использование научных терминов, бытовых оборотов речи с учетом культурно-образовательного уровня людей, их индивидуальных и общественно-психологических качеств и т. п.
. Воздействие внешним обликом. Завоевывая уважение людей идейно-нравственной зрелостью и профессиональной компетентностью, руководитель также должен уметь визуально располагать к себе людей.
Умение «подать» себя в соответствии с современными требованиями этики и этикета общения, эстетики одежды, мимической привлекательности, располагающей манеры поведения называется эффектом самопрезентации. У культурного человека она выступает как внутренне присущий ему стиль общения с людьми, наглядно подтверждающий уважительное отношение к ним. Все это работает на создание целостно-положительного образа руководителя, вызывая у людей к нему чувство симпатии, повышенную восприимчивость его слов и дел.
. Стимулирование. Существует множество вариантов классификации стимулов управления по различным основаниям. Стимул по своей природе есть отношение между субъектом и объектом[26, с.153].
На практике все виды стимулирования действуют в диалектическом единстве. Однако на первое место у большинства людей выдвигаются материальные стимулы.
Материальное денежное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующее поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций:
оплата по тарифным ставкам и окладам, сдельным расценкам;
различные виды доплат, премии и вознаграждения;
лишение премий, вознаграждений и т. д.
Материальное неденежное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующее поведение объекта управления на основе использования тех материальных благ, которые принципиально в рамках законного поведения не могут приобретаться за деньги или являться дефицитом, вследствие чего право их распределения предоставлено субъекту управления. Здесь в качестве предмета потребности выступает определенный набор конкретных материальных благ, который с течением времени, по мере развития общественного производства и удовлетворения потребностей объектов стимулирования, в ряде из них может существенно меняться. К ним относятся:
|