Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной
работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать
полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности
предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим
менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными,
особенно если являются практическими.
Объектом исследования и расчетов выбрана Стоматология Х города Москвы,
что явилось одновременно сознательным, и вынужденным шагом. С одной стороны,
медицина является первой специальностью автора, поэтому выбор рынка медицинских
услуг был логичным, а с другой - на данном предприятии была возможность
получить доступ, как к финансовой информации предприятия, так и маркетинговой
информации по рынку стоматологии.
Еще одним достоинством темы представлялась ее популярность, выразившаяся,
прежде всего, в достаточном количестве литературы, в том числе и современной.
Структура работы, обоснованная особенностью темы, предполагает раскрытие не
только вопроса конкурентоспособности как таковой, но и многих моментов
стратегического менеджмента. К сожалению, в процессе написания работы
выяснилось, что, несмотря на достаточное количество учебников и статей по
стратегическому менеджменту, стратегическому планированию, теории конкуренции и
конкурентоспособности, в том числе опубликованных в последнее время, их
содержание отражает теории в лучшем случае конца двадцатого века и
заканчивается примерно на разработках Майкла Портера.
Однако, за последние 20 лет, прошедших с выхода в свет трех трудов
профессора Гарвардского университета, многое изменилось, особенно в теории,
касающейся конкуренции. И в этом состояла одна из основных сложностей работы -
в обработке информации по теории конкуренции, стратегического менеджмента,
которая была доступна только на английском языке.
Изучение теории, которую можно найти в свободном доступе в Интернете,
привело к нескольким неожиданным открытиям, которые заставили несколько
по-другому взглянуть на тему квалификационной работы.
Оказывается, несмотря на долгую историю, теория конкуренции далеко не
столь однозначна, кроме того, в ней давно уже существует совершенно новое
направление, которое называется соконкуренция, разработанное пока на
теоретическом уровне, но, тем не менее, имеющее практическое применение.
Разработка стратегии в изложении зарубежных авторов легко разделяется на этапы,
шаги и различия между стратегическим менеджментом и стратегическим
планированием могут быть представлены на одном рисунке. Базовые стратегии
Майкла Портера упоминаются не как реальные альтернативы, а как этап истории, и
существует несколько видов их модификаций, не говоря уже о других типологиях
стратегий.
Конкурентоспособность предприятия является скорее понятием, нежели
рассчитываемым десятью способами коэффициентом, по крайней мере, это не
является самоцелью и направлением теории. Акцент делается на определении
состояния предприятия - как внутреннего, так и по отношению к внешней среде, и
принятию решения о направлении развития.
Работа структурирована таким образом, что в первой главе раскрывается
понятие конкурентоспособности, дается обзор методов ее оценки и понятие
стратегии. Вторая глава посвящена вопросам реализации стратегии, ее оценки, а
так же одному из ключевых понятий теории - конкурентным преимуществам. Третья
глава является практической, в ней приведены расчеты конкурентоспособности
предприятия по российским методикам, а так же сделана попытка разработать
стратегию предприятия, и даются практические рекомендации по повышению
конкурентоспособности предприятия.
Цель данной работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия,
разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и дать рекомендации по их
реализации и оценке.
Первая задача работы состоит в обновлении знаний по стратегическому
менеджменту в соответствии с последними теоретическими разработками, их
классификации и представлении в наглядном виде.
Вторая задача - выявление конкретных методик, используемых российскими и
зарубежными специалистами для оценки работы предприятия и окружающей среды.
Заключительная задача - обработка полученных фактических данных, данных
по рынку, определение возможностей по использованию методик, проведение анализа
состояния предприятия и разработка стратегий и рекомендаций.
В целом, задачи, поставленные в квалификационной работе, не всегда могут
быть решены квалифицированными командами специалистов, особенно если разработка
стратегий и составление рекомендаций выполняется с учетом особенностей работы
предприятия и носят практический и выполнимый характер.
Теоретические и методические основы оценки
конкурентоспособности
|