Анализ матрицы осуществляется по такому же принципу, что и матрицы внутренних факторов. Значения выше 2.5 (но, естественно, до 4х) свидетельствуют о высоком потенциале фирме, а значительно ниже 2.5 (но до 1) - об очень слабом.
На основе данных матриц составляется матрица IE. Матрица IE базируется на двух критериях:
) Оценка, полученная в EFE - откладывается на оси Y;
2) Оценка, полученная в IFE - откладывается по оси X.
Значения наносятся на оси, получается точка на графике, которая рассматривается следующим образом:
) Значения по оси Х из матрицы IFE от 1 до 1.99 - слабая внутренняя позиция;
2) Значения по оси Х от 2.0 до 2.99 - средняя внутренняя позиция;
) Значения по оси Х от 3 до 4 - сильная позиция;
) Значения по оси Y из матрицы EFE - от 1 до 1.99 - низкие;
) Значения по оси Y от 2 до 2.99 - средние;
) Значения по оси Y 3 до 4 - высокие.
Вариант матрицы для нашего примера представлен на рисунке 3.9.
Рис. 3.9. Матрица IE
В матрице IE мы оказались в центральном поле V, которое характеризуется средними значениями IFE и EFE. Рекомендации для этого поля - держать и удерживать, это означает либо проникновение на рынок, либо развитие продукта. Положение в этой матрице схоже с результатом, полученной в матрице GE.
Матрица GE и IE относятся уже к стадии сопоставления. Так как матрица IE более подробная, и для ее использования требуется больше факторов и анализа этих факторов, то обычно именно ее используют для анализа.
Еще одной часто используемой на практике матрицей является матрица SPACE, которая расшифровывается как Strategic Position and ACtion Evaluation, т.е. матрица стратегического положения и оценки действий.
Матрица определяет стратегическое положение организации в отрасли, оперируя двумя внутренними (финансовая устойчивость и конкурентное преимущество) и двумя внешними показателями (устойчивость отрасли и стабильность внешних условий).
Для построения матрицы используются следующие показатели:
· Финансовая сила (Financial Strength - FS): возврат инвестиций, доход, ликвидность, работающий капитал, наличные средства, стоимость выхода из бизнеса;
· Конкурентные преимущества (CA - competitive): доля рынка, качество продукта, жизненный цикл продукта, лояльность покупателей, мощность конкуренции, утилизация, «ноу-хау»;
· Стабильность окружающей среды (External stability - ES): технологические изменения, уровень инфляции, требования перемен, уровень цен конкурентной продукции, барьеры входа в сектор рынка, давления конкурентов, ценовая эластичность требований;
· Сила отрасли (Industry Strength - IS): потенциал роста, потенциал прибыли, финансовая стабильность, технологические ноу-хау, легкость входа в рынок, производительность.
Каждый из показателей авторы методики предлагают оценивать по шестибалльной шкале, а на основе этого выводить среднестатистическую оценку показателя.
Таким образом, стратегическое положение компании классифицируется как: агрессивное (рынок растет, экономика стабильна), конкурентное, консервативное (рынок стагнирует или сокращается, но экономические условия стабильны) или оборонительное.
|