Основные движущие силы в отрасли представлены в табл. 3.9.
Таблица 3.9.
№ |
Факторы |
Содержание |
1 |
Изменения темпов роста |
Темпы роста в отрасли в 2000-2005 годах составляли до 20-30% в год, однако кризис 2008 года серьезно повлиял на отрасль, количество компаний сократилось, в том числе сетевых компаний. С 2008 года рынок восстановился и растет на 5-6% в год. |
2 |
Изменения в количестве и составе потребителей |
В среднем посещаемость стоматологической клиники россиянином составляет 1 раз в год. На рынке растет доля услуг по имплантации, отбеливанию и т.д. Уровень доходов населения растет. |
3 |
Инновации в услугах или технологиях |
Постоянное обновление технологий на мировом рынке, которое мало отражается на российском - кроме сектора VIP. В связи с неосведомленностью клиентов об уровне мирового развития, возможно использование не самых новых технологий и представление их как новинок. |
4 |
Новые направления рынка |
Стоматологический туризм, причем по двум направлениям - эконом-сектор и средний класс - лечение зубов и имплантация в России (Рязань, Тверь, Петербург и т.д.) и VIP туризм - за новыми методиками в Швецарию, Венгрию. В стоматологиях эконом-класса - вахтовый метод работы врачей из средней полосы России. |
5 |
Вход или уход с рынка фирм |
Банкротство части клиник сети Мастердент, появление филиалов израильских и швейцарских клиник. В силу большого количества игроков на рынке не оказывает существенного влияния на рынок. |
6 |
Распространение ноу-хау (know-how) |
Внутри России не затруднено, ограничено только возможностями фирмы по приобретению оборудования и обучению персонала. Современные методики практически не доступны. |
7 |
Глобализация в отрасли |
Количество сетевых клиник растет, но было замедлено кризисом. Количество поставщиков оборудования, материалов и т.д. подчиняется общемировым тенденциям, так как оборудование и материалы импортируются. |
8 |
Изменения по цене и рентабельности |
Цены растут вместе с инфляцией, рентабельность остается на уровне 30%, в целом спрос не эластичен по цене. |
9 |
Повышение требований клиентов к дифференциации услуг |
Выбор клиники в основном основан на рекомендации знакомых - 37,5%, на цену ориентируется 31,3%, на перечень услуг и известность клиники -15%. Большинство клиник оказывают 7 видов услуг (30%), 8 - 10%, 9 - 25%,10 - 15%. Намечается тенденция увеличения количества услуг, очень часто за счет детской стоматологии. |
10 |
Правовые, лицензионные изменения, правительственное вмешательство |
Стабильная ситуация. Рынок не является монопольным, ужесточения по лицензированию и стандартам нет. |
11 |
Изменения социальных предпочтений, жизненного стиля и т.д. |
Необходимость иметь красивые зубы - характерна для жителей крупнейших городов. Активно развивается имплантация, косметическая стоматология. |