Необходимо отметить, что все методы, перечисленные в таблице - матричные. Кроме того, здесь не указана матрица BCG, а так же другие виды матриц, созданные 30 лет назад - это не значит, что они не используются, тем не менее, есть инструменты, которые их заменяют. То же самое можно сказать про SWOT-анализ и TOWS. Это не просто перефразирование хорошо известного метода - этот подход заставляет думать в новом направлении.
Естественно, что анализ заключается не только в составлении матриц. Матрицы - это его инструменты, которые в силу наглядности и частого упоминания, являются почти синонимами этого процесса.
Другой подход к классификации анализа, правда только касающийся вводной части, заключается в функциональном разделении анализа и гораздо легче воспринимается - рисунок 3.7. Стадиям сопоставления и принятия решения соответствует альтернативный анализ.
Рис. 3.7. Содержание внешнего и внутреннего стратегического анализа.
Анализ отрасли и конкурентный анализ рекомендуется начать с предоставления основной информации по рынку, в частности следующих данных - табл.3.8.
Таблица 3.8.
Основные экономические характеристики
№ |
Характеристика |
Содержание |
1 |
Размер рынка |
Объем Российского рынка - 4,74 млрд, рублей, доля Москвы на рынке 12,4% - 0,59 млрд руб. |
2 |
Масштаб конкуренции и число конкурентов |
Большое количество клиник на рынке, в том числе очень мелких. Количество клиник в Москве - 2 112. Тесная взаимосвязь с ближайшими регионами - появился стоматологический туризм. Сетевых конкурентов несколько, доля крупнейшего из них оценивается в 7-8%. |
3 |
Темп роста отрасли |
5-6% в год за последние 2 года, в 2011 году ожидается рост 5% |
4 |
Жизненный цикл отрасли |
Между развитием и зрелостью - ожидается рост рынка, но умеренными темпами |
5 |
Структура рынка |
4 типа учреждений · государственные и ведомственные (50 клиник в Москве); · отдельные стоматологии (74,2% рынка платных услуг); · сетевые клиники; · медицинские центры, оказывающие, в том числе, стоматологические услуги. |
6 |
Входные/выходные барьеры |
Для открытия стоматологии на 1-2 кресла нужно 40 000 долларов |
7 |
Технологии/инновации |
Большое количество новых разработок, в том числе высокотехнологичных. В маленьких кабинетах не реализуются, доступны в основном для сетевых клиник. |
8 |
Характеристики услуг |
Разнородные, стандарты отсутствуют, субъективная оценка, особенности медицинских услуг и т.д. |
9 |
Использование мощности |
Загрузка мощностей по рынку - 45%. |
10 |
Прибыльность отрасли |
Бизнес считается доходным, с рентабельностью 30%. |
|