Рис. 3.5. Динамика коэффициентов конкурентоспособности Стоматологии Х города Москвы и стоматологического рынка Москвы
На рисунках хорошо видно, что динамика коэффициентов одинаковая, различаются только абсолютные значения. Это говорит о том, что использование простейших операций и общедоступных данных (например, бухгалтерской отчетности) может оказаться не менее эффективным, чем сложные вычисления и эксклюзивная информация.
Что касается конкурентоспособности предприятия, то она, во-первых, растет, во-вторых, прекрасно виден кризис 2008 года, после которого стоматология уже оправилась и вышла на уровне выше докризисного. В целом, уровень стоматологии был ниже московского, и только сейчас компания его достигла, а по другой оценке - превысила.
Следующая группа методов - методы экспертной оценки, т.е. субъективные, расчетные и рейтинговые методы. Так как для данных методов характерна значительная доля субъективности - как в выборе экспертов, так и в выборе показателей оценки, то рассчитывается расчёт сделан один. Факторы конкурентоспособности взяты из исследования Иорданишвили А.К. [11] и сгруппированы.
Метод экспертных оценок широко известен и достаточно прост в применении.
С помощью экспертов, либо по результатам опроса выбирают факторы, которые оказывают максимальное влияние на оцениваемый показатель. Сумма весов факторов должна составлять 1 (либо 100%, если их вес учитывается в процентах). Затем эксперты дают оценку факторов для каждой компании. Рассчитывают произведение веса фактора на его экспертную оценку по каждой компании, результат суммируется. После этого выбирается максимальная сумма, и все показатели нормируются, т.е. сумма каждого предприятия делится на максимальную сумму. Таким образом, значение коэффициента у самого конкурентоспособного предприятия получается равным 1, а у остальных компаний - меньше 1. Метод очень субъективен, и зависит не только от выбора экспертов, но и от выбранных факторов, а так же сравниваемых компаний.
Результат оценки представлен в табл. 3.5.
Таблица 3.5.
Оценка конкурентоспособности предприятия по методу экспертной оценки
|
Фактор конкурентоспособности |
Ранг фактора |
Усредненная экспертная оценка |
Интегрированный факторный показатель | | | |
Стоматология Х |
Конкурент 1 |
Сетевой конкурент |
Стоматология Х |
Конкурент 1 |
Сетевой конкурент |
1 |
Стоимость услуг |
0,08 |
6,00 |
7,00 |
3,00 |
0,50 |
0,58 |
0,25 |
2 |
Бренд + реклама |
0,12 |
2,00 |
2,00 |
8,00 |
0,24 |
0,24 |
0,96 |
3 |
Перечень услуг |
0,15 |
5,00 |
4,00 |
9,00 |
0,77 |
0,61 |
1,38 |
4 |
Удобство и атмосфера |
0,19 |
3,00 |
3,00 |
9,00 |
0,57 |
0,57 |
1,70 |
5 |
Качество услуг |
0,23 |
6,00 |
5,00 |
8,00 |
1,36 |
1,13 |
1,81 |
6 |
Оборудование и технологии |
0,23 |
4,00 |
3,00 |
7,00 |
0,92 |
0,69 |
1,61 | |
Итого | | | | |
4,34 |
3,82 |
7,70 | | |
1,00 | | | |
0,56 |
0,50 |
1,00 |
|