По результатам этой методики конкурентоспособность Стоматологии Х значительно уступает конкурентоспособности сетевой клиники, но чуть обгоняет своего ближайшего соседа - клинику, расположенную по соседству.
Следующий использованный метод расчета относится к графическим методам - это многоугольник конкурентоспособности или метод радара. В основе его лежит выделение нескольких основных факторов конкурентоспособности, либо направлений деятельности компании, которые необходимо оценить по сравнению с конкурентами и «идеальным конкурентом». Количество факторов может быть различным, обычно его стараются ограничить, чтобы представление данных было наглядным, и были учтены основные факторы (направления деятельности).
Возможны разные варианты представления данных на многоугольнике - в баллах (максимальное количество, например, 10 или 5), в процентах, либо нормирование показателей относительно «идеального конкурента».
Расчет проводился по методике Мошнова В.А.[15],в соответствии с которой (с небольшими изменениями) было выделено шесть направлений для оценки - конкурентоспособность услуги, финансовое состояние предприятия, эффективность маркетинговой деятельности, имидж, рентабельность продаж и эффективность менеджмента. В случаях, если определить значение факторов по формулам, приведенным в методике, не удавалось, (из-за отсутствия данных по конкурентам), производилась экспертная оценка этих значений.
Значения всех факторов идеального конкурента считаются равными 1, у остальных конкурентов они будут меньше, либо равны 1.
По данным оценки строится лепестковая диаграмма, а так же считается коэффициент конкурентоспособности, равный площади образовавшейся фигуры.
Так как количество осей равно шести, то площадь многоугольников считается по формуле
К = *sin 60ₒ*(K1*K2+K2*K3+K3*K4+K4*K5+K5*K6), (10)
где К - коэффициент конкурентоспособности;
К1,К2…К6 - оценки конкурентоспособности услуги, финансового состояния, эффективности маркетинговой деятельности, имиджа, рентабельности продаж и эффективности менеджмента предприятия.
Результаты расчетов коэффициента конкурентоспособности по методу радара представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6.
Оценка конкурентоспособности предприятия по методу многоугольника (радара)
|
Факторы |
Стоматология Х |
Конкурент 1 |
Сетевой конкурент |
Идеальный конкурент |
1 |
Конкурентоспособность услуги |
0,75 |
0,68 |
0,86 |
1 |
2 |
Фин состояние |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
1 |
3 |
Эффективность маркетинговой деятельности |
0,1 |
0,1 |
0,7 |
1 |
4 |
Рентабельность продаж |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
1 |
5 |
Имидж |
0,8 |
0,5 |
0,8 |
1 |
6 |
Эффективность менеджмента |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
1 |
|
К |
0,56 |
0,36 |
1,13 |
2,16 |
|