Менеджмент - управление
социально-экономическими и социально-техническими системами для получения
конкретного результата.
Основными целями мен-та являются:
прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов. Для
реализации этих целей и для получения в будущем высокой прибыли предприятию
требуется обеспечить эффективный производственный процесс с помощью
рационального управления производством. При этом на предприятии должна быть
развита технико-технологическая база, а также наличие высококвалифицированных
кадров. Таким образом, менеджмент должен обеспечить эффективную деятельность
предприятия. Для этого необходимо решить следующие задачи менеджмента: 1)
обеспечить организацию сырьем и ресурсами; 2) производство товаров и услуг
должно быть с учетом потребностей потребителей; 3) организовать сбыт продукции;
4) обеспечить стабильное положение предприятия на рынке и т.д.
Принципы мен-та:
) сочетание научности и творчества: деятельность руководителя
основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в
связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения
основывается на интуиции или импровизации;
) целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность
должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся
проблем;
) сочетание специализации и универсальности предусматривает
необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с
другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и
строится на общих принципах ее функционирования;
) последовательность базируется на строго определенной
последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение
которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию
выполнения задач.
) непрерывность предполагает, что на каждый вид продукции
затрачиваются значительные средства, и он должен быть реализован на практике,
иначе работа данная сотруднику будет ненужной, а затраты напрасными;
) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается
в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями
менеджера;
) концентрация внимания на индивидуальных особенностях
работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется
на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной
организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия
решений, а, следовательно, увеличивается эффективность работы;
) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом
уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над
ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих
лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и
активность сотрудников, т.к. инициатива оказывается наказуема;
) состязательность участников управления позволяет лично
заинтересовать работников на основе материального, морального и
организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;
) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия
управленческих решений основывается на том, что при участии в данном
процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более
охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от
руководства.
Мен-т - это особый тип управления организацией в рыночной системе
хозяйствования, для кот. характерны: рыночные механизмы развития экономики,
предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия
хозяйственных решений, движение капитала, рабочей силы, свободного
ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и
адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без: ориентации на
человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.
- Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте
характерные черты менеджера 21 века
- Основные функции менеджмента и их взаимосвязь в процессе управления
организацией
- Обоснуйте роль и значение менеджера в управлении организацией, опишите его
функциональную сферу
- Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной
(классической) школы менеджмента
- Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы
количественного подхода (науки управления)
- Раскройте сущность процессного, системного и ситуационного подходов к
управлению организацией
- Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как
функции менеджмента
- Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса
бизнес-планирования
- Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как
функции менеджмента
- Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте
структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе
управления
- Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала
организации
- Раскройте сущность, признаки и содержание основных подходов к рассмотрению
организации как объекта управления
- Раскройте основные законы функционирования и развития
организации как объекта управления
- Раскройте сущность, состав организационной структуры
управления, перечислите основные характеристики, методы и принципы их
проектирования
- Раскройте сущность и обоснуйте условия эффективности
процессов централизации и децентрализации системы управления организацией
- Раскройте сущность, виды, условия и особенности процесса
координации в организации.
- Раскройте сущность управленческих коммуникаций, структуру
коммуникационного процесса, охарактеризуйте основные виды и современные
средства коммуникаций в организации
- Раскройте сущность, структуру и содержание концепции
организационной культуры
- Сущность типология управл. решений. Факторы влияющие на
процесс принятие упр. решений
|